В 1905 году П.А. Нестеровский – учитель истории в русской гимназии в Варшаве – издал историко-этнографический очерк, посвященный описанию внешнего и внутреннего быта бессарабских русинов.
Очерк Нестеровского посвящен быту бессарабских русинов, проживающих в Буковине, Хотинском, Сорокском и Белецком уездах.
Лицо у русинов продолговатое и загорелое, его черты его у некоторых отличаются большой правильностью. Волосы на голове преимущественно темные. У мужчин сохранился татарский обычай бритья головы. В этом случае они до некоторой степени напоминают прежних запорожцев, как известно, бривших себе голову и оставлявших одни длинный чуб. Чуба русины, конечно, не носят. Обычно подбривалась со всех сторон нижняя часть черепа, а на верхней оставляли клок волос. Этот остающейся клок затем распластывался вокруг, по сбритым частям головы, и таким образом покрывалась вся голова. Оставшиеся волосы спереди подрезали, а сзади оставляли длинными: они падали на плечи и в праздничные дни, сильно смазанные салом или маслом, становились более прямыми.
У некоторых волосы сзади головы бывали настолько длинны, что приближались по длине к волосам священников и отличались от них иногда только тем, что были слегка подрезаны. Обычай оставлять длинными волосы вызывал у соседей насмешку; обладателей их называли патлачами.
В летнюю пору, когда русину приходилось в течение продолжительного времени работать на открытом воздухе, такой способ стрижки волос на голове, быть может, и доставлял облегчение. Зато совершенно обратное было зимой. В этом случае единственной защитой для головы служила высокая баранья шапка.
Обычай сбривать голову вытекает не из принципа практичности или пользы, а является пережитком прошлого, постепенно перешедшим в область преданий и воспоминаний, так как в начале XX века молодежь ему уже почти не следовала, и придерживались ему еще лишь некоторые пожилые, почтенные русины. Головным убором у мужчин, особенно у молодежи, нередко служила круглая войлочная шляпа, добываемая контрабандным способом за границей.
Бороды, за исключением некоторых стариков, русины не носили.
А рост у большинства русинов был средний; телосложение крепкое, однако полных среди них почти не было.
На характер русинов сказалась еще близость с соседями – молдаванами. Русин был вял, медлителен, неповоротлив в своих движениях и меланхоличен, зато у него много юмора. Он спокоен и беспечен, горд, любит независимость и чужд приниженности, добродушен, гостеприимен, набожен и вежлив. При встрече друг с другом, и даже с незнакомыми людьми, русины непременно здороваются.
Когда в речи приходилось употребить такие слова, как свинья, штаны и тому подобные, русин никогда не называл их собственным именем, а старался заменить другим, более, по его мнению, приличным, например, слово свинья заменялось словом безрога (то есть не имеющая рогов), при этом и это слово он не говорил, пока не извинялся перед собеседником, хотя бы таким образом: «прощайте за слово».
В этом свойстве своего характера русин совершенно расходился с другими славянскими народами, называвшими слово его собственным именем и не испытывающие от этого ни малейшей неловкости. Но на ряду с этим, как это ни странно, у русинов уживалась такая черта, как склонность к брани и притом непристойной. Это было еще подмечено таким наблюдателем русинского быта, как Афанасеьевым-Чужбинским.
У него по этому поводу читаем следующее: «Относительно брани – я понимаю непристойной – из всех славянских племен у русинов самая страшная и разнообразная, что тоже заимствовано от молдаван, которые ругаются ужаснее всех народов в миpe. Так русины слова не скажут, чтобы не пустить энергичного выражения, нередко импровизированного, но составленного чрезвычайно метко. Непристойная брань так употребительны и до того слилась со всеми действиями, что не только мужчины, но женщины, даже дети ругаются публично, не считая стыдом произносить самые вопиющие выражения. Мимо моих ворот девочка лет восьми гнала гусей и остановилась поглазеть на что-то. Гуси своротили с дороги и зашли во двор. Девочка начала выгонять их и при этом отпустила две-три таких фразы, которые заставили бы покраснеть пожилого крестьянина. Мне еще не удавалось слышать ничего подобного, и я подумал: где могла эта девочка научиться подобным мерзостям? Но не успел я пойти в квартиру, как хозяйка с горем начала жаловаться, что кошка выпила мои сливки, и при этом послала кошке чудовищно неблагопристойную фразу. После того, живя между русинами, я узнал, что неприличная брань у них необходимая принадлежность и заменяет всевозможные проклятия, без которых не обходится крестьянин, чем бы он ни занимался».
Однако буковинские русины гораздо подвижнее, предприимчивее и энергичнее приднестровских. Это заметно между прочим на занятиях буковинцев, которые довольно разнообразны. У них, например, помимо хлебопашества, процветали: садоводство, огородничество (выращивали такую культуру, как чеснок), кустарное производство, извоз и тому подобное. По сравнению с приднестровскими русинами, буковинцы опрятнее, и вкус к изящному у них больше был развит.
Нестеровский П.А. «Бессарабские русины», 1905 г.
Добавить комментарий