Андрей Николов – болгарский скульптор, творчество которого определило целую эпоху в искусстве Болгарии.
Формирование собственно болгарской национальной профессиональной школы скульптуры в 90-е годы XIX в. – начале XX веков происходило в тесной связи с европейским культурным пространством.
Новое направление в болгарском изобразительном искусстве, основанное на соединении национальных болгарских традиций и традиций европейской скульптуры, связано с именем выдающегося скульптора Андрея Николова (1878–1959).
Николов родился в небольшом городке под названием Враца, расположенном к северу от Софии, у подножия горного массива Стара Планина, в семье выходцев из крестьян.
С талантливым юношей, занимавшимся тогда резьбой по дереву, познакомился во время своего путешествия по Болгарии Борис Щац и пригласил его учиться в только что открытое Государственное училище рисования.
Борис Шац стал первым наставником Андрея Николова, именно он обучил его профессиональной работе скульптора.
Николов закончил училище в 1903 году и, получив государственную стипендию, по рекомендации Щаца поступил в Парижскую школу изящных искусств, где проучился четыре года.
В Париже, в поисках собственного творческого пути, Николов оказывается в самом центре борьбы различных художественных направлений, испытывает различные влияния, самым сильным из которых, в значительной мере определившим направление его творчества, становится влияние Огюста Родена.
Основной темой скульптур Николова в этот период были тематические композиции, раскрывающие его представления о мире и человеке. В основном это проникнутые особой нежностью и лиричностью женские образы, изображения детей, а также работы в русле классической темы материнства, наполненного духовной красотой и эмоциональностью.
Несколько его произведений были выставлены на ежегодной выставке «Салон французских художников».
Николов первым из болгарских скульпторов освоил новый материал – мрамор, который стал для него в дальнейшем излюбленным материалом.
По возвращении в Болгарию Андрей Николов получил первую премию, участвуя в конкурсе на памятник воинам, павшим в сербско-болгарской войне 1885 года, который планировалось возвести в городе Видин.
Замысел памятника был необычен, так как главным стало изобразить не торжество победителей, а чувство скорби о жертвах братоубийственной войны, в центре композиции находилась фигура раненого болгарского солдата.
Впечатления современников хорошо отразили слова английского журналиста, писавшего о нем: «В Болгарии есть памятник победы, какого нет больше нигде в Европе. Умирающий гренадер, хотя и победитель, сожалеет о братоубийственной войне с сербами. На такое самоотречение способен только болгарин…»
В 1914 году Николов по поручению правительства уехал в Италию для наблюдения за подготовкой гербовых клише, заказанных Болгарией. И в связи с началом Первой мировой войны вынужден был остаться там на тринадцать лет.
Скульптор поселился в Риме, стал изучать памятники итальянской скульптуры и совершенствоваться в работе по мрамору. Несомненно, что работая в Италии, Николов познакомился с произведениями Микеланджело и его творческим методом.
За этот период им была создана серия портретов, среди которых по-прежнему основное место занимают женские образы и детские портреты, а также одна из его самых известных работ «Дух и материя».
Соединение в его сознании опыта Родена и опыта Микеланджело привело к рождению скульптуры «Дух и материя». Композиция этого произведения построена таким образом, что создается впечатление, будто хрупкая фигурка девушки огромным усилием духа вырывается из недр мраморного блока.
Поверхность камня тончайшим образом моделирована и кажется окутанной легкой дымкой света, что придает ей ощущение нематериальности. Часть каменного блока, наоборот, не обработана и передает ощущение тяжелого неподвижного каменного массива, сковывающего движение. На этом контрасте построена вся композиция как противостояние одухотворенности мысли и косности материи.
Восстанавливая связи с Болгарией, скульптор исполнил портреты знаменитых художников, в том числе Владимира Димитрова-Майсторы.
В 1981 году был открыт памятник Неизвестному солдату. Его центральной фигурой, исполненной Николовым, был бронзовый лев – национальный символ Болгарии.
Первый памятник в виде льва, возведенный еще в 1941 году, не просуществовал долго. Во время бомбардировок над Софией он серьезно пострадал. После 1944 года место «расчистили», а скульптуру льва перемещали дважды. Позднее его установили на круглый постамент у входа в бывшую царскую резиденцию «Врана», в окрестностях Софии. Впоследствии следы льва потерялись, но в 1975 году он был найден в зоне отдыха возле резиденции и отправлен на сохранение в Военно-исторический музей Софии.
Внутренняя динамика, скрытая в скульптурах Андрея Николова, обращает внимание на главную творческую проблему этого вида изобразительного искусства, которую решали еще мастера Античности, – передачу движения в неподвижном камне.
Своим творчеством Николов раскрывает истоки культуры Болгарии, вводя, таким образом, искусство своей страны в проблемное культурное поле Европы.
Конёнкова А.К. «Искусство славянских народов в культурном пространстве Европы. Скульптура Болгарии конца XIX – начала XX вв.» Москва, 2014.
Добавить комментарий