Андрей Николов – болгарский скульптор, творчество которого определило целую эпоху в искусстве Болгарии.


Формирование собственно болгарской национальной профессиональной школы скульптуры в 90-е годы XIX в. – начале XX веков происходило в тесной связи с европейским культурным пространством.

Новое направление в болгарском изобразительном искусстве, основанное на соединении национальных болгарских традиций и традиций европейской скульптуры, связано с именем выдающегося скульптора Андрея Николова (1878–1959).

болгарская скульптура, Андрей Николов

Николов родился в небольшом городке под названием Враца, расположенном к северу от Софии, у подножия горного массива Стара Планина, в семье выходцев из крестьян.

болгарская скульптура, Андрей Николов, Враца

Враца

С талантливым юношей, занимавшимся тогда резьбой по дереву, познакомился во время своего путешествия по Болгарии Борис Щац и пригласил его учиться в только что открытое Государственное училище рисования.

Борис Шац стал первым наставником Андрея Николова, именно он обучил его профессиональной работе скульптора.

болгарская скульптура, Борис Шац

Борис Шац

Николов закончил училище в 1903 году и, получив государственную стипендию, по рекомендации Щаца поступил в Парижскую школу изящных искусств, где проучился четыре года.

В Париже, в поисках собственного творческого пути, Николов оказывается в самом центре борьбы различных художественных направлений, испытывает различные влияния, самым сильным из которых, в значительной мере определившим направление его творчества, становится влияние Огюста Родена.

Огюст Роден

Огюст Роден

Основной темой скульптур Николова в этот период были тематические композиции, раскрывающие его представления о мире и человеке. В основном это проникнутые особой нежностью и лиричностью женские образы, изображения детей, а также работы в русле классической темы материнства, наполненного духовной красотой и эмоциональностью.

Несколько его произведений были выставлены на ежегодной выставке «Салон французских художников».

Николов первым из болгарских скульпторов освоил новый материал – мрамор, который стал для него в дальнейшем излюбленным материалом.

По возвращении в Болгарию Андрей Николов получил первую премию, участвуя в конкурсе на памятник воинам, павшим в сербско-болгарской войне 1885 года, который планировалось возвести в городе Видин.

Замысел памятника был необычен, так как главным стало изобразить не торжество победителей, а чувство скорби о жертвах братоубийственной войны, в центре композиции находилась фигура раненого болгарского солдата.

Андрей Николов, болгарская скульптура, памятник воинам, павшим в сербско-болгарской войне 1885 года

Памятник воинам, павшим в сербско-болгарской войне 1885 года

Впечатления современников хорошо отразили слова английского журналиста, писавшего о нем: «В Болгарии есть памятник победы, какого нет больше нигде в Европе. Умирающий гренадер, хотя и победитель, сожалеет о братоубийственной войне с сербами. На такое самоотречение способен только болгарин…»

В 1914 году Николов по поручению правительства уехал в Италию для наблюдения за подготовкой гербовых клише, заказанных Болгарией. И в связи с началом Первой мировой войны вынужден был остаться там на тринадцать лет.

Скульптор поселился в Риме, стал изучать памятники итальянской скульптуры и совершенствоваться в работе по мрамору. Несомненно, что работая в Италии, Николов познакомился с произведениями Микеланджело и его творческим методом.

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти

За этот период им была создана серия портретов, среди которых по-прежнему основное место занимают женские образы и детские портреты, а также одна из его самых известных работ «Дух и материя».

болгарская скульптура, Андрей Николов

«Дух и материя»

Соединение в его сознании опыта Родена и опыта Микеланджело привело к рождению скульптуры «Дух и материя». Композиция этого произведения построена таким образом, что создается впечатление, будто хрупкая фигурка девушки огромным усилием духа вырывается из недр мраморного блока.

Поверхность камня тончайшим образом моделирована и кажется окутанной легкой дымкой света, что придает ей ощущение нематериальности. Часть каменного блока, наоборот, не обработана и передает ощущение тяжелого неподвижного каменного массива, сковывающего движение. На этом контрасте построена вся композиция как противостояние одухотворенности мысли и косности материи.

Восстанавливая связи с Болгарией, скульптор исполнил портреты знаменитых художников, в том числе Владимира Димитрова-Майсторы.

болгарская скульптура, Андрей Николов

Николов работает над глиняной моделью портрета Владимира Димитрова-Майсторы

В 1981 году был открыт памятник Неизвестному солдату. Его центральной фигурой, исполненной Николовым, был бронзовый лев – национальный символ Болгарии.

Болгария, памятник, бронзовый лев, болгарская скульптура

Бронзовый лев

Первый памятник в виде льва, возведенный еще в 1941 году, не просуществовал долго. Во время бомбардировок над Софией он серьезно пострадал. После 1944 года место «расчистили», а скульптуру льва перемещали дважды. Позднее его установили на круглый постамент у входа в бывшую царскую резиденцию «Врана», в окрестностях Софии. Впоследствии следы льва потерялись, но в 1975 году он был найден в зоне отдыха возле резиденции и отправлен на сохранение в Военно-исторический музей Софии.

Внутренняя динамика, скрытая в скульптурах Андрея Николова, обращает внимание на главную творческую проблему этого вида изобразительного искусства, которую решали еще мастера Античности, – передачу движения в неподвижном камне.

болгарская скульптура, Андрей Николов, сидящая фигура

Сидящая фигура

болгарская скульптура, Андрей Николов, Скульптурный портрет из бронзы

Скульптурный портрет из бронзы

Своим творчеством Николов раскрывает истоки культуры Болгарии, вводя, таким образом, искусство своей страны в проблемное культурное поле Европы.

 

Конёнкова А.К. «Искусство славянских народов в культурном пространстве Европы. Скульптура Болгарии конца XIX – начала XX вв.» Москва, 2014. 

Поделиться в социальных сетях: