Иван Лазаров – болгарский скульптор, в чьем творчестве раскрылась тема исторической судьбы народа.


Выдающимся болгарским скульптором начала XX века, определившим своим творчеством одно из направлений развития болгарской скульптуры, был Иван Лазаров (1889–1952).

Иван Лазаров родился в небольшом городке Карлово. С самого раннего детства он проявлял интерес к искусству, а особенно к скульптуре.

болгарская скульптура, Иван Лазаров, Карлово

Карлово

В восемь лет он поступил в Художественно-индустриальное училище в Софии, где учился у Жеко Спиридонов.  Во время учебы Лазаров показал превосходные навыки в художественных и теоретических дисциплинах, он участвовал в многочисленных конкурсах, в которых зачастую выигрывал. Влияние профессора Жеко Спиридонова сказалось на ранних работах будущего скульптора.

болгарская скульптура, Жеко Спиридонов

Жеко Спиридонов

Начало творческой деятельности Лазарова приходится на послевоенный период, и первые значительные произведения скульптора были посвящены Второй Балканской и Первой мировой войнам.

Скульптура «Они победили», созданная в 1913 году, изображает крестьянина и его животного как победителей в войне. Их грубая внешность и неуклюжесть сочетается с железной волей. Именно они испытывают на своих плечах всю тяжесть войны.

В работе над серией таких скульптур сложился основной круг тем и главных героев Лазарова – это болгарские крестьяне, их тяжелый труд, нелегкая жизнь, страдания, связанные с войной.

болгарская скульптура, Иван Лазаров, «Они победили»

«Они победили»

Как стипендиат министерства просвещения Болгарии Лазаров по совету Жеко Спиридонова уехал в Германию на два года и обучался в Дрездене и Мюнхене.

Мюнхен в это время наряду с Парижем был главным центром, где сконцентрировались основные новые художественные течения Европы. Именно здесь в 1892 году возникло немецкое направление общеевропейского стиля модерн – Мюнхенский Сецессион, а в начале XX века работавший в Мюнхене В.В. Кандинский сформулировал и теоретически обосновал основные принципы абстракционизма.

Возможно, именно в это время сложились основные особенности стиля Ивана Лазарова:

  • лаконичность
  • обобщенность форм
  • работа широкими плоскостями
  • графичность основных композиционных линий

Вернувшись на Болгарию, Лазаров на протяжении пяти лет работал учителем рисования в Софии и преподавателем скульптуры в государственной художественной академии. Затем стал ректором Национальной художественной академии в Софии.

Надгробие на могиле болгарского поэта Димчо Дебелянова является одним из самых знаменитых произведений Лазарова. Скульптор провел много времени за построением концепции этого памятника, который выполнен крайне реалистично. Открытие памятника состоялось в 1934 году как событие общенациональной значимости.

Потерю любимого сына, сына Болгарии, выражает материнский взгляд, взгляд Матери – Болгарии.

болгарская скульптура, Иван Лазаров

Надгробие на могиле Димчо Дебелянова

После государственного переворота 9 сентября 1944 года Иван Лазаров был арестован и некоторое время находился в заключении, однако впоследствии освобожден. Позже он инициировал создание Института искусствоведения при Болгарской академии наук и стал первым его руководителем.

Скульптуры 1940-х годов такие, как «Мойщица», приближены к социалистическому реализму, но здесь не теряется национальный колорит и любовь к крестьянам – людям, которые посвящают жизнь труду.

болгарская скульптура, Иван Лазаров, «Мойщица»

«Мойщица»

Мысли Ивана Лазарова об искусстве, которые, несомненно, легли в основу его творческой концепции: «Искусство, которое не имеет связей с духовным обликом и переживаниями народа, не может иметь общечеловеческого значения, не может быть большим искусством».

болгарская скульптура, Иван Лазаров, «Беседующие крестьянки»

«Беседующие крестьянки»

Произведения Ивана Лазарова, выполненные в камне, терракоте, дереве, посвящены трудовым людям Болгарии и отличаются правдивостью и человечностью, цельностью образов, тонким пониманием национального народного характера, обобщённостью объёма.

В соединении с национальными традициями болгарской резьбы по дереву, к которым обращался Лазаров, мюнхенские стилевые тенденции способствовали формированию ярко выраженной творческой индивидуальности мастера.

 

Конёнкова А.К. «Искусство славянских народов в культурном пространстве Европы. Скульптура Болгарии конца XIX – начала XX вв.» Москва, 2014. 

Поделиться в социальных сетях: