Антон Томаж Линхарт – словенский драматург и историк Эпохи Просвещения, деятель словенского национально-освободительного движения.


Просветители XVIII века считали, что только просвещение может способствовать прогрессу. Личность – превыше всего, её ценность не в происхождении или богатстве, а в образовании, в отношении к просветительским идеям.

Идеи Просвещения нашли отклик и в Словении. В это время здесь начался резкий подъем национального движения, который часто называют словенским Возрождением. И на формирование этого интеллектуального движения оказали большое влияние деятели немецкой культуры (Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг) и французского Просвещения (Вольтер, Руссо).

Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Вольтер, Руссо

Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Вольтер, Руссо

Просветители горячо выступали против насилия и гнета со стороны властей, симпатизировали борьбе угнетенных против несправедливости.

Эпоха Просвещения в Словении характеризовалась двумя чертами:

  • важность национального вопроса (отсутствие политических прав и национального самосознания, чрезвычайно низкий уровень грамотности);
  • более слабая антирелигиозная направленность, чем у представителей европейского Просвещения.

Одним из самых ярких деятелей словенского Просвещения был Антон Томаж Линхарт, который родился 11 декабря 1756 года в городке Радовлица.

Антон Томаж Линхарт, Радовлица

Радовлица

Его отец был ремесленником-чулочником, мать происходила из зажиточного рода радовлицких красильщиков. Таким образом, семья являлась одной из самых уважаемых и состоятельных в городе.

В 1767 году Антон Томаж Линхарт поступил в люблянскую иезуитскую гимназию, где проучился 6 лет.

Став одним из лучших учеников, Антон Томаж Линхарт особенно успевал в изучении истории, географии, немецкого, древнегреческого и латинского языков.

Завязавшаяся дружба с Мартином Куральтом – человеком радикальных взглядов, библиотекарем, учителем – оказала большое влияние на формирование взглядов Линхарта, который вел с ним переписку на протяжении пятнадцати лет.

Уехав в 1778 году в Вену, Линхарт провел там два года за изучением языков, экономики, юриспруденции и т.д. Он знал немецкий, словенский, французский, английский, древнегреческий, латинский, итальянский и чешский языки.

В Вене Линхарт увлекся просветительскими идеями и под влиянием Лессинга и Шиллера написал драму «Мисс Дженни Лав», в которой раскрывается тема борьбы против насилия.

Словенский литературовед Б.Крефт: «Это не только драма, полная красивых сцен, как до сих пор о ней писали, но это прежде всего манифестация молодого революционного духа буржуазии и ненависть к самовластию знати».

Выдающиеся способности Линхарта и высокие покровители (граф Ауэрсперг и граф Эдлинк) благоприятствовали тому, что он занимал высокие чиновничьи должности.

В 1781 году он опубликовал стихи на немецком языке в сборнике «Цветы из Крайны от 1781 года», в том числе две переработанные народные словенские песни и 40 своих стихотворений.

Антон Томаж Линхарт, «Цветы из Крайны от 1781 года»

«Цветы из Крайны от 1781 года»

Позже Линхарт познакомился с рядом деятелей словенского национального движения, среди которых были Блаж Кумердей. Линхарт активно участвовал в жизни «Академии деятельных» – просветительского общества, созданного Кумердеем. Академия объединяла людей, интересующихся словенской культурой, изучением истории, словенского языка, поэзией, ораторским искусством, юриспруденцией и медициной.

Линхарт на собрании Академии определил их главную задачу: «Не меньше, чем просвещение народа».

Будучи инспектором школ, Линхарт настаивал на обучении детей на родном языке, стремился перевести немецкие школьные учебники на словенский язык. Он  также настаивал на восстановлении словенских сословий.

И ему удалось добиться успеха: за четыре года число начальных школ в Верхней Крайне возросло с 12 до 39. Еще ему удалось восстановить ликвидированные высшие курсы в Люблянском лицее.

Он составил петицию к властям с просьбой расширить венский философский факультет. В петиции он еще указал на необходимость знания чиновниками словенского языка, для их обучения предлагалось создать учебное заведение по юридическим и финансовым наукам. Кроме того, он считал необходимым открыть кафедры по химии, механике и медицинскую школу.

На протяжении семи лет Линхарт работал над тем, чтобы открыть публичную библиотеку при лицее. Ее книжный фонд поначалу формировался с помощью заимствования из книгохранилищ закрытых монастырей.

Линхарт также увлекался переводом переводом на словенский язык популярных арий из итальянских опер для гастролировавших в Словении итальянских артистов.

Он же стал еще и одним из основателей Общества друзей театра,  средства от которого шли на благотворительность, и создал две пьесы на словенском языке, положивших начало словенскому театру. 

Первая из них «Жупанова Мицка» представляла собой вольный перевод комедии немецкого писателя Й.Рихтера «Сельская мельница». А вторая – «Веселый день, или Матичек женится» – переработка комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».

Антон Томаж Линхарт, титульный лист пьесы «Весёлый день, или Матичек женится»

Титульный лист пьесы «Весёлый день, или Матичек женится»

Действие обеих комедий, вышедших в 1790 году, было перенесено  в словенские земли. Интересно, что крестьяне и слуги получали словенские имена, а господа – немецкие.

Комедия «Весёлый день, или Матичек женится» наиболее полно и откровенно отразила взгляды Линхарта на социальные и национальные отношения в Словении. Главные герои как бы являли собой социальный разрез тогдашнего словенского общества.

Язык комедий отражает язык крестьян в нем много германизмов, живых ярких слов и оборотов, взятых из народного языка, с которым он близко познакомился во время своих разъездов по стране в качестве школьного инспектора.

Антон Томаж Линхарт: «Надеюсь, я доказал, как мелодичен наш язык и как он пригоден для изящнейшей и остроумнейшей комедии». 

Постановка пьесы «Жупанова Мицка» представляется необычной. На представлении присутствовало 650-700 человек. Роли исполняли владелец суконной фабрики, врач, жена дворянина, адвокаты и жена Линхарта. То есть артистами являлись представители образованных кругов. Режиссировать постановку взялся сам Линхарт, он же был и суфлером во время представления.

Антон Томаж Линхарт: «Я с удовлетворением вижу, как те самые славяне, которые столетия подвергались германизации, чувствуют себя всегда славянами и с энтузиазмом продолжают пользоваться своим языком, обычаями, самобытностью».

При всей разносторонности деятельности Линхарта главным делом его жизни стало историческое исследование «Опыт истории Крайны и других южнославянских земель Австрии» (первый том вышел в 1789 году, второй – в 1791). Целью этой работы было «проследить через бесконечную цепь событий путь человечества в этом маленьком уголке Европы».

Как словенский просветитель он полностью разорвал с традицией феодальной историографии, отмечая в трудах своих предшественников отсутствие критичности и пристрастность. Линхарт пытался расширить круг источников, привлекая наряду со старинными хрониками эпиграфику, данные словенского языка и этнографии, археологии.

На Линхарта также оказали большое влияние исторические труды европейских просветителей:

  • от Вольтера он взял идею, что история цивилизаций важнее, чем история государей;
  • от Шлецера – необходимость иметь в виду при написании истории какой-либо страны и историю соседних стран, поскольку они взаимосвязаны;
  • от Лейбница – существование в истории причинно-следственных связей.

«Опыт истории Крайны и других южнославянских земель Австрии» имел огромное значение для развития единого словенского национального самосознания. Последующее поколение словенских патриотов уже в 1848 году на основе этой работы создали политическую программу Объединенной Словении.

Чтобы обеспечить себе поддержку для издания своей работы Линхарт вступил в члены Общества сельского хозяйства и полезных наук, где еще и перевел на словенский язык книгу известного венского ветеринара Вольштейна.

Жизнь Линхарта была неожиданно прервана в 1791 году аневризмом аорты. Он умер без покаяния, что можно объяснить не только внезапностью, но и прохладным отношением к церкви.

После смерти Линхарта остались его жена Йожефина, которой было 28 лет, дочери София Антония (7 лет) и Мария Амалия (4 года).

Цойс: «С ним я потерял литературного друга и критика, общение с которым для меня было единственным отдыхом и радостью».

Высокую оценку получила деятельность Линхарта и у последующих поколений, так как он открыл путь для развития словенского национального сознания, указал на значение политической и социальной проблематики.

Антон Томаж Линхарт положил основание словенскому театру, современной словенской историографии, способствовал развитию образовательных учреждений в словенских землях.

 

Лещиловская И.И. Исторические портреты. Народы Юго-Восточной Европы. Конец XVIII – середина XIX в. СПб.: Алетейя, 2012 г. 

Поделиться в социальных сетях: