Бурные события 1848-1849 годов, завершившие эпоху чешского национального Возрождения, были подготовлены нараставшим в течение семидесяти лет освободительным движением – важным этапом в развитии общественной мысли, революционной идеологии, национальной художественной культуры.
Отличительной чертой общественно-культурной жизни Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века был ее острополитический характер. Этому способствовали провозглашение – хотя и на короткий период – свободы печати, возросший художественный опыт деятелей чешской культуры, да и сама атмосфера Весны народов.
По всей стране распространяется небывалое до того времени число газет и журналов (главным образом радикально-демократического направления). В них открыто звучат политические речи.
Со сцены пражского Сословного театра раздаются пламенные призывы к защите отечества, непримиримости к реакции – внешней и внутренней, и если зачастую они вложены в уста Гусу, Жижке и другим национальным героям, то это отнюдь не ослабляет, а, напротив, усиливает производимый эффект, о чем ярко свидетельствует как реакция зрительного зала, так и отклики прессы.
А на балах, приобретающих в эти годы значение общественно-политических клубов, обсуждаются актуальные проблемы современной жизни, звучат едкие эпиграммы Карела Гавличка-Боровского, исполняются музыкальные произведения, даже в названиях которых проявляются политические симпатии их создателей («Сон Жижки»).
Ходят по рукам статьи-памфлеты, красочно оформленные листовки со словами политических песен, призывающих к борьбе, высмеивающих действия австрийских властей, прославляющих славное боевое прошлое народа, его культуру и язык. А поскольку они поются на мелодии популярных, хорошо известных чешских песен, они мгновенно распространяются по всей стране. Небывалую популярность приобретают польские песни — песни родственного славянского народа, имеющего большой опыт политической борьбы и богатую песенную традицию.
«Повсюду ругают немцев-чужеземцев… повсюду звучат песни. Балы и славянские беседы устраиваются ежедневно. Реют чешские знамена» , – свидетельствует гость революционной Праги, поляк С. Целарский, вспоминая при этом Варшаву 1830-1831 годов.
Итак, сдвиги в общественном сознании и конфликты, которыми была ознаменована революционная ситуация в Чехии в канун 1848 года, нашли яркое отражение в сфере культуры. При этом оказалось, что не все выразительные средства и жанры сохранили свою эффективность в новых условиях. Ведущую роль начинают играть те виды культуры, которые способны реагировать на быстрые изменения в общественном климате и обеспечить мгновенный и непосредственный контакт с широкой демократической аудиторией, которые могут восприниматься коллективно. Этим в первую очередь объясняется бурное развитие публицистики, подчинившей себе все литературные жанры, интенсивный рост драматургической продукции, предпочтение в поэзии небольших лирических жанров, прежде всего гражданской лирики, песни.
Театр
Особым вниманием в этот период пользуется театр. Театральная программа, разрабатываемая в 30-е годы Й.К. Тылом, многолетняя борьба за ее воплощение создали предпосылки для существования политического театра революционных лет.
Поднявшаяся к революции чешская буржуазия учла всю силу его идеологического воздействия. По вопросам театра высказываются крупные общественно-политические деятели, о нем ведутся споры и дискуссии в печати. Интенсивность самой театральной жизни, рост драматургической продукции, реакция публики на спектакли — все это свидетельствует о немаловажной роли, которую играет театр в жизни Чехии в 40-е годы XIX века.
Политический характер чешского театра подтверждает и то обcтоятельство, что во главе его стоял Й.К. Тыл, который был дeпутатом сейма и представлял интересы сограждан. Почти все деятели театра принимали непосредственное участие в политической борьбе. Среди них И.И. Колар, близкий кругам радикалов, Ян Кашка — один из организаторов народных гвардий, автор брошюр-инструкций для этих вооруженных отрядов буржуазии. Драматурги и критики выполняли важные функции в новых политических органах (И. Фрич, Ф. Миковец). Из всех областей театральной культуры драматургия испытывала наиболее глубокое воздействие общественно-политической борьбы. Понимаемая как эффективное средство распространения важнейших общественно-политических идей, драма пользуется особым вниманием.
Театру вменялось в обязанность, чтобы у него было определенное отношение к происходящему, чтобы он отражал конкретные политические требования, ставил проблемы, волновавшие общество. Это вызвало к жизни агитационную драматургию, спектакли, имеющие политический смысл. Примером такой пьесы может служить «Мать Слава» Тыла (премьера спектакля состоялась в 1848 году в Сословном театре). Спектакль был приурочен к Славянскому съезду и показан его участникам.
Однако пьес подобного рода было немного. Драмы, поставленные на чешской сцене в конце 40-х годов, имели одну общую черту – это были пьесы современного звучания, использовавшие исторический материал. В условиях революционной ситуации драматурги, так же как публицисты, авторы песен, художники, обращаются к историческим событиям, и прежде всего к гуситскому движению. Сюжет о народной революции XV века, во-первых, легко соотносился с революционной проблематикой современности, и, кроме того, он давал возможность драматургам поставить большие этические проблемы. Можно было, не воспроизводя конкретную обстановку, обнажить сущность драматических ситуаций современности.
Не случайно постановки этих пьес, в первую очередь героических драм Й.К. Тыла, воспринимались в это время как политические события. Их успех имел характер политической демонстрации. Примером может служить премьера пьесы Тыла «Ян Гус» в Сословном театре Праги в 1848 году. Из отзывов пражской чешской и немецкой прессы мы узнаем, что за полтора часа до начала спектакля вся площадь перед театром была заполнена народом. В антрактах к этой толпе выходили те, кто смог попасть в зрительный зал, и передавали содержание каждого акта. В спектакле не было ни одной фразы, разоблачавшей пороки церкви, которая бы не заглушалась громкими аплодисментами.
С такой реакцией чешский театр встретился впервые. Ее вызвали сила революционного звучания пьесы, смелость драматурга, развернувшего перед восставшей Прагой картину бескомпромиссной борьбы с отступничеством и изменой.
В высшей степени злободневные свободолюбивые идеи пронизывают романтические драмы-сказки Тыла 1848-1849 годов. Не случайно одна из первых таких пьес («Упрямая баба») была названа современной критикой «политической школой народа». Неотъемлемую часть этих пьес составляли боевые куплеты, в которых автор высказывал свое отношение к обстановке в стране. Программная песня пьесы «Упрямая баба» – «Сбиты цепи и решетки» – исполнялась на каждом представлении несколько раз и завоевала популярность в Праге, её всюду пели.
Тот факт, что именно в 1848 году рождается идея создания чешcкого Национального театра путем участия всех слоев нации в сборе средств на его строительство, свидетельствует о том, что театральный вопрос занимает важное место в борьбе чешского общества за национальное самоутверждение, национальную культуру.
Девиз: «Народ – себе», под которым проходил сбор средств на строительство Национального театра, стал одним из политических лозунгов этого времени.
Публицистика
Характерная особенность культурного развития Чехии второй половины 40-х годов XIX века – бурный подъем публицистики.
«В журналистике отныне заключена вся наша литература… » – констатировал в начале 1849 года Карел Сабина, защищая право радикалов на самостоятельную политическую газету, подчеркивал, что он не склонен доверять в эти дни книгам, так как они не способны дать то, что можно ждать от газет и журналов – непосредственный и быстрый контакт с читателем, возможность мгновенной реакции на события: «Газеты пишут народы… книги же пишут отдельные лица. Газеты – это сама эпоха, сама борьба за бытие и небытие, газеты – это суд, на котором все открыто печати».
В 1848-1849 годах в Праге выходит 37 политических газет – небывалое до того времени количество. Резко возрастают тиражи газет и журналов. Усиливается их дифференциация. В условиях завершения Возрождения живой интерес к прессе способствовал политическому образованию широких масс. Это хорошо осознают сами редакторы.
«Мы глубоко убеждены, – читаем в газете «Пражский вечерний лист», – что большая часть населения, которая до сего времени мало обращала внимания на литературу и общественную жизнь, ныне приобщена к чтению нашей газеты. Следовательно, на нас падает обязанность активного воздействия на политическое мышление».
Журналы реагируют на революционную ситуацию, они меняют свою структуру. Беллетристика уступает место политическому комментарию, фельетону, диалогу, «картинкам из жизни» и другим жанрам, характерным для газет. Происходит стирание четких граней между публицистическими и беллетристическими жанрами.
Это можно увидеть на примере эволюции фельетона. Если в середине 40-х годов раздел фельетона в газете включал биографии современных общественных деятелей, военачальников, дневники, статистические обзоры и подобные материалы, то уже через несколько лет в нем стала появляться литературная и театральная критика, небольшие зарисовки пражской жизни в форме легкого шутливого рассказа, отрывки из произведений древнечешской литературы и современной беллетристики, как чешской, так и зарубежной.
Все более тесное сближение литературы с публицистикой было вызвано стремлением авторов приблизить действительность к читателю.
За годы революционного подъема была создана база чешской журналистики. Почетное место в ней заняла политическая публицистика, раскрывающая основные противоречия и тенденции общественной жизни, утверждающая идею борьбы. Журналы предоставили возможность чешским писателям публиковать произведения, идейно и тематически ориентированные на современность. Получили дальнейшее развитие традиционные беллетристические жанры, возникли новые.
Бурный размах журналистики в конце 40-х годов создал условия для сатиры, в том числе политической, расцвет которой стал одним из ярких моментов культурного развития этих лет. Уже с начала 40-х годов отсутствие сатиры в чешской литературе, в частности в публицистике, ощущалось как определенный недостаток. Актер Ян Кашка призывает Рубеша – редактора журнала «Палечек, любитель шуток и правды» чаще обращаться к сатире: «Жаль, очень жаль, что ты так редко вкладываешь в руки своему Палечеку хлыст. Выделывая свои веселые коленца, он легко мог бы нанести им пару ударов, а смех смягчил бы их».
Большие заслуги в развитии политической сатиры этих лет принадлежат К. Гавличку-Боровскому – автору эпиграмм, сатирической прозы и политических песен. В начале 1849 года начинают выходить три сатирических журнала, в том числе «Шотек» под редакцией Гавличка-Боровского. На его страницах Гавличек мог в какой-то степени воплотить свои давнишние представления о сатире, сопровождая ее для большей наглядности рисунками. Гравюры С. Пинкаса, иллюстрирующие диалоги, уличные сцены, сообщения, усиливали воздействие печатного слова.
1849 год считается годом рождения чешской карикатуры.
Песни
Говоря о специфике общественно-культурной жизни Чехии 40-х годов, нельзя не упомянуть о массовых песнях, завоевавших в эти годы огромную популярность. Своими корнями они уходят к «крамаржским песням».
Взят и способ их распространения – в виде листовок с указанием адреса книгоиздателя. Темы этих песен – призывы к восстанию, комментарии к событиям в Чехии и за рубежом, прославление чешского языка.
Большое распространение получают польские песни. Обращение к польской культуре вообще характерно для чешской поэзии, публицистики, драматургии этого периода. В ней чехи видели пример, которому они в какой-то степени стремились подражать. Кроме того, симпатии к этой славянской культуре имели в Чехии глубокие традиции.
Вклад чешской культуры 40-х годов XIX века
Чешская культура 40-х годов XIX века внесла большой вклад в сокровищницу национальной культуры:
- Она оставила богатую драматургию, вошедшую в историю национального театра на равных правах с драматургией второй половины XIX века.
- Определяются пути и принципы создания чешского национального театра.
- 1848 год дал новую программу чешской литературе: в статье К. Сабины «Демократическая литература» впервые было выражено требование связать литературу с революционными изменениями действительности.
- Стремительное развитие публицистики обогатило художественную литературу, вызвало к жизни политическую сатиру.
- Драматургия и публицистика много сделали для воспитания чешского читателя и зрителя, они способствовали формированию национального сознания народных масс, тем самым активно включаясь в социальное и национальное движение.
Л.Н. Титова «Специфика культурного развития Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века», 1978 г.
Добавить комментарий