Русские личные имена, наряду с христианскими, были в старину весьма обычным явлением. Из таких прозвищ и имен, как «Власко Пахомов сын Скомороха», и произошли современные имена, фамилии и отчества.


В 1891 году в типографии Императорского Казанского Университета была напечатана книга под названием «Русские имена и прозвища в XVII веке». А. Соколов представил в этом сборнике русские «мирские» имена и прозвища, извлеченные из рукописных документов, принадлежащих Казанскому Обществу Истории, Археологии и Этнографии: из писцовыхи отказных книг, разных грамот, челобитных, наказных памятей, судных дел, явочных, кабальных, поручных записей и т.п.

Все документы, которые использовал Соколов для сборника русских имен и прозвищ, относятся к Казанскому и Нижегородскому краю, к разным годам XVII столетия. И почти все приведенные в сборнике имена и прозвища принадлежали крестьянам и посадским людям (ремесленники и торговцы в посадах – городах). В упомянутых выше документах, из которых извлечена информация для сборника, обыкновенно обозначались имя, отчество, фамилия или прозвище (иногда же только имя и отчество, без прозвища). Например: Потеха Иванов сын Опарина, Шестой Офонасьев сын Серебренника, прозвище Кроха, Ждан Клементьев сын Облоухова, Невежа Тимофеев сын Бобоедова, Олексейко Онуфреев по прозвищу Поп, Истома Иванов сын Трясисолома, Тимоха Меньшов сын Сухая-заколотка, скоморох Жданко Веселой, Ивашка Тяжеловы-шубы и другие.

Русские имена и прозвища в XVII веке

Из истории русских личных имен и прозвищ

Русские личные имена, наряду с христианскими, были в старину весьма обычным явлением во всех слоях и сословиях народа. Известны так называемые «княжие» имена в древнем периоде российской истории. В XIII веке они встречаются реже, а в XIV уже совсем уступают место христианским именам. Но в народе имена такого рода, называвшиеся «мирскими», жили еще несколько веков, понемногу выходя из употребления – сперва в высшем сословии, а потом и в простом народе.

В XVII веке они весьма редко встречаются среди чиновных и служилых людей; но между посадскими людьми и особенно между крестьянами они попадаются еще очень часто, хотя и уступают по численности обыкновенным христианским именам. Заметно однако, что в течение XVII века они становятся все менее и менее употребительными, а к концу века почти совсем исчезают, перейдя в простые прозвища.

Рядом с мирскими именами с самого древнего времени появляются прозвища, которые часто ничем не отличались от мирских имен. Стоит заглянуть в родословные книги, чтобы увидеть, как многочисленны и как разнообразны были прозвища, прибавлявшиеся к именам в княжеских и дворянских родах.  Например: Василий Овчина, Данило Щеня, Федор Кутуз, Иван Тугой-лук, Владимир Темно-синий и другие. Даже попадаются явно насмешливые прозвища: Баранья-голова, Дурак, Харя, Собака, Дубовый-нос. Очень часто прозвище было и именем (мирским) и вносилось в родословные списки без прибавления христианского имени; так встречаются: у Александра Кутузова дети – Немятой и Посник; у князя Ивана Мещерского дети – Бархат и Аксамит.

Именование но родам и фамилиям, вместо прозвищ, стало входить в употребление с конца XIV века, а в XVI – уже совсем утвердилось. Но в простом народе прозвища сохранялись еще долго. В XVII веке имена еще очень часто употреблялись как прозвища, и наоборот. Из имен, как мирских, так и христианских, и из прозвищ возникли фамилии, получившие форму прилагательного с окончаниями на -ин, -ов, -ский: Дурнов, Захарин, Романов, Мстиславский.

Особенности русских имен и прозвищ

Лица служилого сословия почти все носили христианские имена («молитвенные», как их тогда называли) и обыкновенные фамилии в нынешней форме.

Только изредка попадаются среди них: Бусурман Леонтьев сын Белова, Курдюк Семенов сын Карамзина, дьяк Алмаз Чистый, дьяк Гуляй Золотарев, дьяк Неупокой Кокошкин, городовой приказчик Юмшан Лобанов. Среди духовенства подобные имена встречаются еще реже: Постник и Девятой, прозвища – Трубник и Список.

Однако по имени и фамилии не всегда можно догадаться о народности носившего их лица: так упоминаются среди не крещенного мордовского народа: Тишка Потешкин, Гришка Башкин. Можно обнаружить еще торгового немца Романа Юрьева сына Резвого. Точно также и русским людям, как известно, давались имена явно иностранные: Бахтеяр, Муса, Сабур, Санчук, Угрим и другие. Иногда в документах обозначается народность лица.

Обычно в то время большая часть имен вносилась в списки в уменьшительной форме: Митька, Олешка, Стенька, Ондрейко, Павлик, Десятка, Пятунька, Ермачко, Жданко, Огафьица, Марьица, Катеринка, Оленка, Овдотьица. Даже попадаются такие отметки, как «вдова Федорка Елисеева дочеришко Ивановская женишко».

Но дворян и священников писцы прописывали правильным, прямым именем. В челобитных на имя царя уменьшительная форма имени считалась необходимой и для служилого человека, и для простолюдина; при этом духовные люди именовали себя в челобитных «богомольцами», дворяне и служилые люди – «холопами», а крестьяне – «сиротами»: «бьет челом холоп твой Петрушка князь Степанов сын Асанова», «бьет челом сирота твой крестьянин Васька Игнатьев».

Многие, обыкновенные, имена вовсе не попадались в документах. Так, не встречались Ольга, Вера, Надежда, Всеволод, Вячеслав. Более употребительны были: Ждан, Бажен, Томило, Китай, Безсон, Смирной, Русин, Богдан, Первой, Второй, Третьяк, Гуляй, Дружина, Замятня, Казарин, Милюта, Меньшик, Неустрой, Некрас, Нечай, Потеха, Постник, Поздей. В числе имен, внесенных в сборник, есть и такие, которые, может быть, происходят от обыкновенных христианских: Елка (Елисей), Дорошка (Дорофей) и другие.

Происхождение прозвищ

Поводы, по которым давалось какое-либо прозвище, были весьма разнообразны, но не всегда могут поддаться объяснению.

  • Иногда прозвище указывает на родину или место происхождения: Вологженин, Галичанин, Крымсков, Торопченин, Романовец, Городчанин, Устюжанец.
  • Очень часто на ремесло или занятие: Дровишник, Завощик, Калашник, Порубщик, Рогозинник, Рудомет, Щепетильник, Дружина Иванов сын Нашивошника, Постник Никифоров сын Сапожника, Власко Пахомов сын Скомороха.
  • Часто также прозвище указывает на свойство человека, на телесный недостаток: Веселой, Лихач, Молчан, Плакса, Немта, Горбун, Корноух, Кривошея, Шумило Минин сын Безносой.

Что касается прозвищ: Мерзлая-голова, Кривой-колпак, Набезденежье, Высокие-щи, Овсяной-разум, Подсеки-корова, Помойная-каша, «стрелец Матюшка по прозвищу С-копейкой-два-гроша» и тому подобные, – они представляют не что иное, как насмешливые клички, какие нередко встречаются у простого народа, но клички, до такой степени закрепившиеся, что они внесены и в официальные документы.

Некоторые имена и прозвища напоминают такие, которые встречаются в русской истории или в былинах, сказках: Добрыня, Дружина, Дунай, Ермак, Калита, Китай, Лютой, Мирослав, Мурза, Несмеян, Одинец, Пан, Пересвет, Сабур, Соловей, Тихомир, Угрим, Ярило и другие.

В представляемом списке имена и прозвища внесены в такой форме, в какой они попадались в документах. Так, вместо окончаний -ый, -ий везде стоит -ой, -ей: Смирной, Чистой, Горячей, Василей, Григорей. В уменьшительных именах окончания -ка и -ко употреблялись безразлично: Ивашка и Ивашко, Китайка и Китайко.

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

Русские имена и прозвища в XVII веке

 

А. Соколов «Русские имена и прозвища в XVII веке», 1891 г.

Поделиться в социальных сетях: