База письменных источников для изучения болгарского средневековья характеризуется крайней скудостью материала.


Большая часть письменного наследия средневековой Болгарии погибла. В то же время широкие и многосторонние связи Болгарского царства с Византией, Сербией, Русью и другими странами Европы обусловили относительное обилие информации о болгарских землях в иностранных, особенно византийских, источниках.

Самыми древними из дошедших до нас письменных источников болгарского происхождения являются высеченные на камне надписи VIII-IX веков, прославляющие деяния ханов языческой Болгарии. Поводами к их созданию были удачные военные походы, заключение мирных договоров, крупные строительные мероприятия, смерть приближенных хана. В древнеболгарских надписях (их известно более 100) содержится богатый материал о строительной деятельности болгарских ханов, общественном строе раннефеодальной Болгарии, болгаро-византийских отношениях. Язык надписей – греческий, но в них часто встречаются протоболгарские слова, переданные греческими буквами.

Мадарский всадник, IX век

Мадарский всадник, IX век

Из скульптурных творений эпохи становления болгарской средневековой культуры привлекает внимание сохранившийся до наших дней барельеф всадника, высеченный на отвесной скале близ села Мадара в северо-восточной Болгарии (Мадарский всадник, IX век). На барельефе (2,6 м / 3,1 м), расположенном на высоте 23 метров, изображен всадник с собакой, поражающий копьем льва. По сторонам рельефа и под ним открыты греческие надписи VIII – начала IX веков.

Первостепенное значение для изучения раннесредневекового Болгарского государства и общества имеют правовые памятники. Древнейший из них – «Законы хана Крума» сохранился в пересказе, помещенном в статье «Болгары» византийского энциклопедического словаря «Суда» (вторая половина X века).

Достоверность большинства этих законов подтверждается сведениями другого источника, сохранившего ценнейшие данные о древнеболгарском обществе и праве, жизни и быте болгар, – «Ответов папы Николая I» (858-867) на вопросы болгарского князя Бориса (852-889).

Важнейшая информация о правовых нормах, применявшихся в Первом Болгарском царстве после принятия христианства, содержится в «Законе судном людей» – самом древнем из дошедших до нас кодексов раннесредневекового славянского права.

Один из крупнейших писателей «золотого века» средневековой Болгарии, пришедшегося на первые две трети X века, Козьма Пресвитер отразил в своем творчестве напряженную идейно-политическую борьбу, быт и нравы современного ему общества.

Козьма Пресвитер, страницы из «Беседа против богомилов»

Козьма Пресвитер, страницы из «Беседа против богомилов»

Источниковую базу для изучения борьбы болгарского народа против византийского нашествия последней трети X – начала XI в и установившегося в его результате ига (1018-1186) составляют византийские актовые и повествовательные источники. Среди первых особенно важны грамоты императора Василия II Болгаробойцы (976-1025), пожалованные болгарской церкви и определяющие ее положение, а также содержащие богатый материал о социально-экономических отношениях в Болгарии накануне византийского завоевания и в первые десятилетия имперского владычества. События политической истории данного периода отражены в многочисленных сочинениях византийских хронистов и писателей XI-XII веков – Скилицы, Анны Комнины, Пселла, Кекавмена, Никиты Хониата и др. Эти авторы уделяют особое внимание выступлениям болгар против власти империи, сообщают много фактических данных о составе повстанцев, их руководителях, ходе военных действий.

Василий Болгаробойца из хроники Иоанна Скилицы

Василий Болгаробойца из хроники Иоанна Скилицы

Источники болгарского происхождения, сохранившиеся от эпохи византийского владычества в XI-XII веков, представлены прежде всего апокрифическими текстами, наиболее важный из них так называемая «Апокрифическая болгарская летопись», дающая в характерной для средневековья форме «видения» легендарно-фантастическую интерпретацию болгарской истории VII-XI веков.

Более обширен и разнообразен материал источников, относящихся к эпохе Второго Болгарского царства (1186-1396). Особое место среди них занимают иммунитетные грамоты болгарских царей монастырям Болгарии и Афона. В оригиналах и точных копиях их сохранилось шесть. Они дают представление о системе феодальной эксплуатации, видах ренты, формах и методах административно-фискального воздействия государства на крупное феодальное хозяйство. До нас дошли и царские пожалования иностранным купцам, договоры болгарских владетелей с Венецией, Генуей, Дубровником, трансильванским городом Брашовом, где отовариваются условия деятельности иностранных торговцев в болгарских землях, имеются данные о таможенных пошлинах, маршрутах и содержании международной торговли в Болгарии XIII-XIV веков.

Особую важность для истории болгарского средневекового города представляют сведения бухгалтерской книги кассира савойского графа Амадея VI Антонио Барбери. Здесь содержатся данные о социально-экономическом облике Варны, Несебра, Созополя и других болгарских городов, захваченных Амадеем в 1366-1367 годах.

Важнейший письменный памятник эпохи Второго Болгарского царства – «Синодик болгарской церкви». Памятник содержит разнообразные и зачастую уникальные сведения о государственном и общественном строе Болгарии в XIII-XIV веках, о классовой борьбе в болгарском обществе того времени.

О крупнейшем проявлении классовой борьбы в средневековой Болгарии – крестьянском восстании во главе с пастухом Ивайлой (1277-1280) повествуют главным образом византийские хронисты Пахимер и Григора. Из источников болгарского происхождения о нем упоминает лишь летописная заметка на полях евангелия, переписанного в городе Сверлиге в 1279 году.

В XIV веке одним из главных проявлений общественно-политической борьбы в Болгарии стали многочисленные еретические движения. Многие из них восходили к богомильству, подвергшемуся яростной критике в сочинении Пресвитера Козьмы. Известия о поздних еретических движениях имеются в «Синодике», а также в многочисленных памятниках агиографической (житийной) литературы.

Феодосий Тырновский

Феодосий Тырновский

Жизнеописание тырновского подвижника Феодосия (умер в 1363 году), созданное вскоре после его смерти в Константинополе, проникнуто характерным для ортодоксальной церкви стремлением очернить богоотступников-еретиков и возвеличить деяния церковных иерархов.

К агиографической литературе примыкают отдельные риторические произведения, посвященные болгарским религиозным деятелям XIV века. Наиболее значительным памятником этого жанра является «Похвальное слово патриарху Евфимию» (1375-1393). Его автор, виднейший представитель сложившейся во второй половине XIV века Тырновской литературной школы Григорий Цамблак, после завоевания Болгарии османами жил и работал в Сербии, Молдавии, на Руси. В «Похвальном слове» Цамблак сумел не только нарисовать яркий портрет последнего патриарха болгарской церкви, но и воссоздать многие важные черты исторической обстановки в Болгарии накануне османского завоевания.

 

Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учеб. пособие для вузов: В 3 т. Т. I. Эпоха феодализма/ Отв. ред. М.М. Фрейденберг. Мн.: изд-во «Университетское», 1987 г.

Поделиться в социальных сетях: