Пожалуй, ничто так рельефно не отражает своеобразие мужской культуры, как специфические мужские развлечения и игры.


Для мужских развлечений чрезвычайно важна «силовая» составляющая («сила» здесь понимается не только как физическое, но и моральное преимущество над соперником), хотя имеются свидетельства и об участии женщин в соревнованиях такого типа (в борьбе, кулачных боях, и даже драках). С фактором «силы» связаны и большая жесткость и «грубость» мужских развлечений и игр, и особенно наказаний в них. Несколько упрощая, можно утверждать, что большинство из мужских развлечений имеют целью именно завершающее их наказание.

Вообще мужские развлечения в целом более тесно связаны с понятиями соревновательности и азарта, чем женские, в них ярче проявляется испытательно-посвятительная сторона традиционных игр, имеющая ритуально-обрядовые корни.

Однако это не значит, что женские развлечения в целом полностью лишены этих составляющих. В частности, наблюдаются четкие региональные различия в игровых предпочтениях: например, азартные игры с пасхальными и троицкими яйцами на Русском Севере в большинстве являются мужскими. В то время как в Центральной и Южной России достаточно обычно участие в такого рода развлечениях женщин, а в некоторых локальных традициях они являются исключительно женскими.

Характерно, что там, где мужчины уступают женщинам те или иные сферы игрового, мужские развлечения сохраняют свою специфичность. Там, где игры с пасхальными яйцами являются прерогативой женщин, мужчины играют в игры, в которых в качестве выигрыша фигурируют деньги (в карты, в казанки, в орлянку, в расшибалки и т.д.). В более старых вариантах этих развлечений выигрышем могут быть пасхальные яйца, скот, одежда, первенство в работе либо получение более высокого социального статуса или ранга.

Рассматривая мужские развлечения, можно обратить внимание на следующие моменты.

  • Пространство игры – это «выход за рамки обыденности», «проникновение в чужое», опасное, «пространство риска». Эта сфера в традиционной культуре является прерогативой мужского. Дом и семья (сфера «женского»), как правило, мало связаны с игрой. За небольшой оговоркой: такие выходы возможны в пространстве и времени праздника. Например, на святки могут играть дома и даже на столе (в кости, карты, волчок, чётки), где обычно запрещены всякие действия, кроме еды. И это становится возможным не только для взрослых (женщин и мужчин), но даже и детей (в обычное время на столе детям играть запрещено). Выход в «чужое» сопряжен с огромным риском. Выигрыш в данном случае больше чем простое материальное приобретение, он влияет на общее благополучие семьи, социума и, конечно, самого играющего. В этом смысле игра «дело не женское». Это действительно сражение не на жизнь, а на смерть.

Игра в этой ситуации занятие несомненно сакральное, требующее высокого «профессионализма» не меньшего, чем искусство кузнеца или знахаря.

  • Отсюда стремление удалить из игры «профанов» – и это касается не только женщин. Это связано также с особым осмыслением женского начала в традиционной культуре, связью его с «нечистым», земным, инфернальным. В этом свете участие женщины в сакральной игре, направленной на «переустройство» миропорядка или обретение судьбы, опасно для окружающих.
  • Мужская страсть к игре ставит под угрозу достаток и определенность, материальное обеспечение семьи, поэтому женщины нередко выступают против игры как охранительницы домашней стабильности, борясь за сохранение статус кво. Поскольку последствия игры непредсказуемы, проигрыш в ней может поставить под вопрос само существование не только игрока, но и его семьи, родных и близких, отсюда решительное сопротивление женщин любой игре.
  • Показательны многочисленные свидетельства о том, что в игре принимают активное участие люди старшего поколения. Например, старики участвовали в весенне-летних играх «в попа», «в шар» («харикало») или «в цыбы» (аналог «городков»), особенно на праздники. Гораздо охотнее играют в разного рода игры (например, в карты) и пожилые женщины. Характерно, что в данном случае речь идет, как правило, о людях, уже имеющих взрослых детей и поэтому не столь обремененных заботой о стабильности семейного благополучия.
  • Во многих мужских состязаниях наблюдается прямая преемственность между игровой и обрядовой формой (например, забавы покойника поднимать, Сидора колоть). В этом случае можно утверждать, что обряд использует игровую форму в своих целях, а игра развивает ритуальные значения в целях собственных.
  • Наряду с жесткими испытаниями вроде боевых противоборств (кулачные бои и драки) в традиционных мужских компаниях и в молодежных группах широко практиковались различные соревнования демонстрационно-показательного типа. Интересно, что еще в 20-30-е годы XX века сохранялось понимание их важной роли в молодежной «женитьбе», смутное напоминание об обрядовых соревнованиях за руку невесты.

«Парни ходили на руках. Кто дальше пройдет, у того лучшая девка будет, замуж за него выдадут».

  • Забавы и испытания на силу всегда являлись непременной принадлежностью любой мужской компании. Более того, физическая сила и способность постоянно одерживать верх в подобного рода состязаниях создавали любому парню или мужчине очень высокий авторитет в глазах односельчан, который всегда перевешивал такие несомненные достоинства, как ум и грамотность: «Крестьяне высоко ценят физическую силу и ловкость, хотя не отрицают пользу грамотности»

Состязания в ловкости и силе

В системе народного воспитания будущего мужчины существовал целый комплекс индивидуальных упражнений и состязаний на силу, выносливость, гибкость, ловкость, практиковавшихся как на праздники, так и просто на досуге, в перерывах во время совместной работы в больших молодежных или мужских компаниях.

Помимо чисто испытательных функций: кто более сильный, ловкий, выносливый, – эти состязания носили и демонстрационный характер: у молодых парней и мужчин существовала прекрасная возможность показать свои достоинства присутствовавшим при этом зрителям – девушкам, женщинам, детям. Несомненно, что такого рода развлечения имели и большое воспитательное значение, показывая подрастающему поколению как образцы жесткого и бескомпромиссного противоборства, так и возможность достичь победы над противником в открытой и честной борьбе «один на один». В этом смысле описанные ниже состязания ставят существенно иные цели, чем кулачный бой или коллективная драка, в которых помимо личных качеств необходимо было продемонстрировать умение конструктивно взаимодействовать с партнерами по партии («стенке»).

В данном типе развлечений часто используется прием провокации как начало соревнования (взрослые мужики вступают в борьбу с парнями после неоднократных поддевок). При этом один из распространенных приемов – сравнение мужчины с женщиной: «Я слышал, что тебя намедни баба отлупила». Результатом подобного соревнования является, как правило, «посрамление обидчиков», своеобразное подтверждение статуса взрослого мужчины, побежденные с позором изгоняются из компании. Провокация, содержащая в себе скрытую угрозу или агрессию, представляет собой одну из распространенных форм мужского поведения. Именно с словесного «соревнования» нередко начиналось соревнование физическое.

Борьба

К числу развлечений должно отнести борьбу, которую затевают парни с мужиками. Сами мужики борьбу затевают очень редко. Обыкновенно парни начинают подтрунивать над мужиками, желая их вызвать на борьбу. Парень подходит к мужику и говорит ему что-нибудь обидное, например: «Я слышал, что тебя намедни баба отлупила, да из бороды чуть волосы все не выдрала, оттого у тебя борода-то и редка теперь» или «Про тебя говорят, что баба тебя обогнала во время косьбы». Подобного рода насмешки сильно оскорбляют мужика. Он обыкновенно отвечает: «Ты-то что, молокосос лезешь! Ведь я как старину-то вспомню, да тряхну костями-то, то ведь эких-то, как ты, мне пятка не хватит. Мамкино молоко на рыле-то еще не обсохло, а туда лезешь. Я тебя в бараний рог согну!» – «Врёшь! А давай-ка, коли не хвалишься, так поборемся».

Мужику стыдно отказаться от своих слов, притом он боится насмешек и соглашается вступить в борьбу с парнем.

Борцы обхватывают друг друга руками крест-накрест, или же забираются друг у друга за опушки штанов (верхняя часть брюк) и стараются подтянуть друг друга к себе как можно ближе, после чего начинают подпинывать друг друга и подплетать ногами.

русская борьба на поясах, борьба на Русском Севере

Победа почти всегда остается на стороне ловкого, а не сильного. У «заправских борцов» есть много приемов, при помощи которых они сваливают вдвое сильнейших противников. Вот некоторые из них.

  • Желающий свалить своего противника во время горячей борьбы, схватывает его правою рукою за голову, сильно прижимает ее под мышкой, отставляет правую ногу в сторону и через нее перекидывает своего противника, который оказывается лежащим на земле спиною, а победивший всегда оказывается лежащим поперек побежденного на правом боку. Всё это делается очень быстро.
  • Слабый противник, когда его начинает прижимать к себе сильнейший, поддается ему, причем подгибает ноги в коленях и изгибается в спине. В то время, когда сильнейший готов уже подмять его под себя, он неожиданно расправляет ноги и противник оказывается висящим у него на груди, которого он быстро повертывает направо и валится на него всею тяжестью тела.
  • Третий прием требует не только одной ловкости, но и силы. Он употребляется между заправскими борцами-врагами и часто сопровождается вредными последствиями не только для того, который подвергся этому приему, но и для того, который его предпринял. Он состоит в следующем. Желающий повредить своему противнику наваливается на него и пятит его назад, этот естественно сопротивляется. Противник неожиданно откидывается всею тяжестью тела назад, причем быстро приседает, встает на левое колено, а правым плечом и рукою подхватывает противника за ноги около живота и быстро поднимается на обе ноги. Всё это проделывается с изумительной быстротой. Противник, выкинутый на воздух, с силой летит через плечо врага и сильно ударяется головой об землю, или же перевернувшись в воздухе, падает на спину. Случается, что у ставшего таким образом на голову или упавшего на спину идет кровь из горла и носа. Но если борющийся заметит намерение своего врага, то в то время, как враг откинется назад, чтобы встать на левое колено, он неожиданно бросается на него всею тяжестью тела, причем сгибает правую ногу в колене. Враг, не ожидавший подобного натиска, падает на спину, а противник с силой падает на него и наносит ему сильный удар правым коленом в грудь или в лицо. Обыкновенно последствием неудавшегося приема бывает вывих левой ноги или сильный удар в грудь или лицо. Впрочем, этот вид борьбы употребляется очень редко.

Для потерпевших неудачу существовали специальные наказания. Например, проигравший «отбивает шемелу» – встает на четвереньки и боками задней части тела часто колотит по полу направо и налево, причем опираясь руками в пол, медленно продвигается вперед. Зрители хохотали во все горло, слышались насмешки: «Каковы лещи-то! Пол не родная мамка! А ну-ка еще разок! Раз, два, три, четыре, пять, шесть, бей шерсть!»

Борьба была распространенным развлечением и во время праздников, когда в одной деревне собиралось мужское население со всей округи. Все эти праздники почти совершенно похожи один на другой, за исключением летнего праздника св. Николая Чудотворца, который заслуживает особенного внимания по двум, уцелевшим, без сомнения, с глубокой старины увеселениям: боротье и хороводы (по здешнему, «игрища»). Когда народ довольно нагуляется, начинается боротье. Все мужчины расходятся на две стороны. Между теми и другими остается свободное пространство, на которое и высылают с обеих сторон по человеку для боротья. Борются обыкновенно на одну руку, что гораздо эффектнее, нежели в обхват, потому что при этом легко сбросить противника на землю и самому остаться на ногах.

Сброшенный уходит на свою сторону, которая вместо него высылает из своих рядов другого и т.д. Дело обыкновенно начинается с малосильных и потом постепенно высылают более и более сильных, которые тягаются между собою дольше и дольше и, наконец, являются на сцену такие геркулесы, что им уж бывает трудно одолеть друг друга. Эти последние известны под именем «запасной силы». Действительно, между этими последними есть обладающие замечательною физической силой. По этим последним борцам и судят «чья взяла».

Победители бьют в ладоши, кричат и смеются над своими противниками, те со своей стороны отшучиваются и стараются оправдать себя, насколько возможно.

Наряду с традиционными разновидностями борьбы существовали и другие соревнования на силу, в которых использовались и отрабатывались отдельные ее элементы. Среди широко известных силовых состязаний можно упомянуть единоборство на руках (руку бороть, валить или класть), которое часто практикуется и в настоящее время. Двое желающих помериться силой садились за стол и поставив руки на локоть, сцеплялись ладонями. Дальше все зависело от умения уловить момент и, поддавшись на секунду, резким толчком уложить руку соперника на стол.

Цыганская борьба

Во многих местах Вологодской области был известен вид единоборства при помощи ног, который чаще всего называли «цыганской борьбой». Другие названия этого вида борьбы: по-немецки бороться, по-егрецъки или по-егорсъки бороться. Уже самим своим названием: «цыганская», «немецкая», «греческая» – он противопоставлен борьбе обычной.

Боролись обычно так: двое парней ложились рядышком на пол, головами в разные стороны, с таким расчетом, чтобы ступни каждого из них находились на уровне бедер соперника. Затем, подняв вверх соприкасающиеся ноги, соперники сцеплялись ими и сгибали их в коленях, причем в исходной позиции пятки у обоих должны были находиться в одном и том же положении («надо пята в пяту угадать»). Для дополнительной устойчивости борющиеся нередко схватывались руками. После этого каждый стремился оторвать соперника от земли или опрокинуть на себя, если противники держались руками. В последнем случае победитель «вознаграждал» своего соперника шлепками по заду.

Или же желающие ложатся рядом на землю спинами, головами в противоположные стороны, крепко зацепляются руками, согнутыми в локтях, потом поднимают правые ноги и ими зацепляются в коленках. Каждый гнет свою ногу книзу и старается приподнять заднюю часть тела противника. Если это одному удается, то он своею ногою прижимает ногу противника к полу; голова и ноги противника оказываются вместе. Здесь победа всегда остается на стороне сильного.

Реже состязания такого рода устраивались между парнем и девушкой или между мужчиной и женщиной.

В некоторых местах сохранились воспоминания о необыкновенно сильных женщинах, которые побеждали мужчин («Всех мужиков борола на сенокосе», «одна сильна была, во как загнула парня-то»).

Иногда парень, чтобы лишний раз продемонстрировать свое превосходство, боролся с двумя девушками одновременно.

Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что подобное вторжение женщины в область мужских состязаний не переводит их в разряд женских.

Покойника поднимать

Многие силовые игры непосредственно связаны с обходами ряженых и древней ритуально-магической практикой. К числу забав, для которых эта связь совершенно очевидна, относится и поднимание покойника. Эта силовая забава известна также под
названиями «в криночки» и «попом поднимать».

В описаниях ряженья «покойником» можно встретить, например, такие реплики: «Вот поставят на пол насилочки и его потихоньку на лавку кладут. Он не сгибается, и леший знает как, вот как окоченело всё тело эдак…». Очевидцы постоянно подчеркивают неподвижность, «застылость» как необходимое качество участника ряжения, изображающего мертвеца.

«Покойника» нередко приносили, держа за ноги и плечи, иногда даже положив на плечи, причем сам «мертвец» при этом не должен был изгибаться. По-видимому, к этим эпизодам ряжения и восходит генетически забава описываемого типа. В большинстве случаев эта мужская забава, несмотря на сохранение названия (покойника или мертвеца поднимать), уже не имела никакой связи с обходом ряженых. Так развлекались и во время праздников, и в будни, нередко устраивая состязание на спор.

Чаще всего покойник ложился на пол навзничь, реже – ничком и «застывал», а другой пытался поставить его на ноги. Различие состояло лишь в тех приемах, которые применяли, чтобы его поднять. Более простой заключался в том, что желающий поднять покойника, расставив ноги, становился на уровне его бедер («ноги промеж ног») и, наклонившись и обхватив затылок или шею лежащего сомкнутыми в замок руками, пытался поставить его на ноги.

Возможен был и вариант, когда поднимающий становился за головой покойника и, захватив за шею или голову, ставил того на ноги. Более сложный прием, особенно для того, кого поднимали, – поднимание с захватом под колени. Для этого поднимающий приседал и опирался тазом о ступни покойника. Чаще всего оба приема применялись в одних и тех же деревнях, в зависимости от возможностей участников забавы.

Очень важное условие при выполнении трюка: покойник не должен был расслабляться.

Иногда эта забава напоминала цирковой номер: покойника поднимали вдвоем за щиколотки и за шею и клали третьему на плечо. Или кто-либо из местных силачей брал за талию и перебрасывал через плечо. При этом покойник не должен был хоть как-то сгибаться. Или несколько парней ложились по кругу ногами в центр. Затем кто-либо из желающих испытать свою силу, обходя круг, пытался кого-нибудь из них посадить. Посаженный выходил из игры. Выигрывал тот, кому удавалось посадить последнего из лежащих.

Груз поднимать

У предыдущей забавы существовали и более сложные варианты, больше напоминающие цирковые трюки. Например, один человек ложился на пол ничком, а второй ложился сверху и, просунув ему руки под мышки (под пазухами), брал их в замок на затылке соперника. Задачей первого было встать, в то время как второй мешал ему, прижимая голову к полу.

Или один парень ложился ничком, вытянув руки с обмотанными ремнем кистями вперед и раздвинув их на ширину плеч. Концы ремня он зажимал в кулаках. Второй парень ложился ничком поперек его рук, а третий, просунув носки под ремень, ложился спиной на них обоих. Задача первого заключалась в том, чтобы встать на четвереньки. Несмотря на сложность задачи она была вполне выполнима: сначала становились на локти и на колени, затем постепенно выпрямлялись.

Предшественниками этих забав были разнообразные упражнения с подниманием тяжестей. Например, на шею лежащего ничком парня ставили мешок зерна, и он должен был встать так, чтобы мешок не упал. Широко было распространено поднимание гирь и бревен, прием способы захвата тяжестей были довольно разнообразны. Присев, ухватывали стоявшую за спиной двухпудовую гирю и пытались с ней встать. Или ложились на спину и, взяв в руки двухпудовую гирю, клали ее то за голову, то на грудь.

В конце XIX века соревновались, поднимая пустую бочку на голову и перебрасывая ее через себя.Некоторым, особенно сильным мужчинам, удавалось перекинуть через себя бочку, захватив ее сзади.

Часто демонстрировали силу, поднимая кого-либо из приятелей. Одним из самых популярных способов было поднимание криночкой, корчагой или кучеркой. Один игрок садился по-турецки (кочерыжкой, калачом) и хватался, скрестив руки, за пальцы ног. Второй сзади брал его за пояс и вскидывал на свое левое плечо спиной, так что игрок-криночка, сделав с плеча кувырок, становился на ноги.

Реже встречался способ, когда один из парней становился спиной к другому, затем, закинув руки назад, захватывал его руками за шею и, наклонившись, перебрасывал через себя.

Иногда поднимали по очереди массивное бревно. Если удавалось поднять нескольким соревнующимся, то на конец бревна садился кто-либо из зрителей и теперь бревно поднимали вместе с ним. Если и в этом случае не удавалось определить победителя, то усаживали еще одного человека на другой конец бревна и т.д.

Цыганскую ношу поднимать

Поднимание часто осложнялось какими-либо дополнительными элементами. Иногда, например, так или иначе затруднялось движения игрока. Так, парень, встав на одно колено, обхватывал подъем второй ноги у самой стопы ремнем, концы которого он, перебросив через плечо, держал в руках (если подхвачена была левая нога, то ремень перебрасывали через правое плечо). Подтянув ногу вверх, надо было встать из этого положения на второй, свободной ноге.

Иногда очень похожим способом поднимали мешки с зерном (до семи пудов весом): желающий, повернувшись к мешку спиной, становился на одно колено и, перекинув через плечо горловину завязанного мешка, пытался выпрямиться и встать на обе ноги.

На лодке кататься

Некоторые силовые упражнения строились на перетягивании, перевешивании друг друга. Такие забавы обычно технически достаточно просты и эмоционально насыщенны, поэтому так забавлялись чаще всего дети и подростки. Один участник забавы садился на землю, вытянув вперед ноги. На его голени (лицом к партнеру) усаживался второй участник и, схватившись за руки партнера, слегка приподнимал его, а затем сводил вместе свои ноги, чтобы тот мог на них усесться. После этого оба начинали, поочередно отклоняясь назад, тянуть на себя партнера. Со стороны забава слегка напоминала греблю на веслах, откуда и одно из ее названий – на лодке кататься.

Соль вешать

Забава соль вешать, сухари ломать или толочь, смольё ломать более характерна для детей и подростков, хотя так развлекались и мужчины (в этом случае на первый план выступал силовой момент).

Сама забава очень незамысловата: два человека, встав спиной друг к другу и сцепив локти, поочередно наклонялись, отрывая тем самым своего партнера от земли. Обычно так продолжалось, пока кто-нибудь не уставал и не разжимал руки. Если это упражнение выполнялось взрослыми парнями, то наиболее сильные могли перекинуть своего партнера через голову.

Иногда партнеры захватывались руками, положив их на плечи, и перебрасывали друг друга через себя, что было гораздо сложнее. Или это упражнение выполняли, сидя на скамейке (смольё ломали).

На крючках тянуться

Среди испытаний на силу выделяется довольно большая группа, основанная на перетягивании (на палке или на скалке тянуться, на крючках тянуться). Практически повсеместно было известно перетягивание на палке, на руках и пальцах. Все способы достаточно просты.

В первом случае двое соревнующихся, взяв в руку палку (около 1,5-2 м длиной; часто это был деревянный каток – палка, на которой «катали», то есть гладили белье) и упираясь одной ногой, тянули каждый в свою сторону. Надо было сдвинуть соперника с места. Или двое соревнующихся, усевшись на землю и упираясь ступнями друг в друга, ухватывались за палку, которую клали на носки. По команде начинали тянуть каждый к себе, пытаясь оторвать соперника от земли. При этом было необходимо поднять соперника с земли или даже перекинуть его через себя.

Особым шиком было при удаче щелкнуть соперника по лбу или по заду. Существовали и другие способы перетягивания. Например, соперники вставали спиной друг к другу и, пропустив палку между ног, старались сдвинуть друг друга с места. Этот способ перетягивания на перетяжку) мог служить для разрешения спора, например, о найденной вещи: если ни один из нашедших не успевал раньше другого крикнуть: «Чур, моя!» – то они перетягивались на палке и победивший забирал ее себе.

Очень распространено было и перетягивание на канате двух команд, которые обычно вставали по разные стороны центральной черты.

Быстро победить соперника помогала несложная хитрость: резко на мгновение отпускали веревку, из-за чего противоположная команда теряла равновесие, а затем сразу же дергали ее на себя и почти без труда перетаскивали соперников на свою сторону. Впрочем, этот прием помогал и во всех остальных вариантах.

Из других популярных простейших типов единоборства можно назвать перетягивание на руках (стоя и схватившись согнутыми в локтях руками) и указательном и среднем пальцах (на крючках), «таскают друг друга по избе, пока кто-нибудь не разожмет палец». Причем, можно было тянуться на каждом пальце в отдельности и на четырех пальцах, сомкнутых вместе.

Быка тянуть

Во многих деревнях соревновались в перетягивании на шеях – быка тянули, козла тянули, бобриком тянулись, на крысах тянулись. Эта оригинальная забава восходит, по-видимому, к древним ритуальным соревнованиям во время жертвоприношения, было перетягивание козла или быка. Подобная мерка силой с ритуальным животным при принесении его в жертву известно древним народам Средиземноморья, а в недавнем прошлом и финно-угорским народам, проживающим на Европейском Севере.

Двое мужчин, встав лицом друг к другу, опускались на четвереньки и набрасывали на шеи связанное полотенце или ремень. По знаку кого-нибудь из болельщиков они старались сдвинуть соперника с места («бык быка перетянет»). Для того чтобы полотенце или ремень не соскальзывали с головы, брали в рот лучинки. Иногда этот прием забавно осмыслялся зрителями: лучинки ассоциировались с усами крысы.

Красну ложку доставить

Среди силовых забав встречается немало с подтягиванием, причем используется главный конструктивный элемент традиционного жилища – центральная балка – матица, воронец. Перекидывали через матицу (брус) сложенную пополам веревку, вставали двумя ногами в образовавшуюся петлю и, подтягивая второй конец, поднимали себя вверх, до бруса. Если выполняли это упражнение на спор, то на брус клали условленную сумму денег (до пяти рублей), которую необходимо было достать соревнующимся.

Иногда доставали воткнутую в матицу деревянную ложку. Главной хитростью забавы была небольшая деталь, которую обычно не учитывали новички, прельщенные тем, что подтянуться к балке было сравнительно легко: стоило лишь на мгновение опустить руку, чтобы схватить приз, как вместо того, чтобы получить награду, удалец оказывался на полу. Опытные игроки брали приз зубами.

Всякие упражнения с подтягиванием к воронцу были вообще очень характерным элементов любого общественного праздника и молодежных вечерин и игрищ: ножик, воткнутый в воронец, нужно было выдернуть коленями. Нередко воронец использовался как турник. Или, например, подтянувшись, перекувыркивались под ним – козла выдирали, а подростки 12-15 лет соревновались в обычные дни, кто подтянется к воронцу, чтобы его поцеловать.

Забавы на равновесие

В глазах будущих лихих наездников (а от деревенского парня требовалось мастерски владеть конем) среди самых ценных качеств были устойчивость, умение удерживать равновесие.

Поэтому не удивительно, что многие мужские забавы направлены на испытание и развитие этих навыков. Некоторые из них даже сохранили старинную «конскую» символику, другие же основаны на «охотничьей» символике, более естественной для Русского Севера.

Петушиться

Желающие испытать себя парни садились на поставленную в центре комнаты широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывал ладони вместе и прижимал их к уху, а второй с размаху бил его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал (это и называлось застрелить рябка), то на его место садился другой желающий попытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

Желающих подобных состязаний находилось очень много потому, что каждому хочется узнать у кого рука резче, но часто дело доходит до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы XX века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а вторую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй рукой. В другом случае – на полу или на земле. Иногда соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, или же игроки садились верхом на толстую (12-15 см) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Разновидностью этой силовой забавы было очень простое, но, тем не менее, требующее немалой ловкости упражнение под названием быками будаться: стоя на коленях лицом друг к другу, надо было повалить соперника на землю.

Куликаться

Еще одна забава на равновесие под названиями куликаться или соль вешать, сахар вешать: на лавку и табурет клали палку (диаметром 5-8 см) или коромысло для ушатов. На палку рядом, но лицом в разные стороны, усаживались двое участников. Поджав под себя ноги и ухватившись покрепче за палку, они начинали раскачиваться вперед-назад, стараясь сбросить соперника на пол. Задачу усложняла необходимость постоянно следить за тем, чтобы палка не соскользнул с табурета, так как в этом случае на пол катились оба соревнующихся. Чтобы не слишком ушибаться при падении, на полу стелили солому или тулуп.

К тому, кто смог усидеть на коромысле, тут же подсаживался следующий соперник, так что борьба продолжалась порой довольно долго.

Иногда участники забавы клали поперек лавки кочергу; поджав ноги, садились на ее концы и начинали раскачиваться – кто кого «перевешает», то есть заставит свалиться с кочерги. В этом варианте забавы существенное значение имела «весовая категория» участников. Поэтому (если только соревнование не носило чисто смехового, шуточного характера) вешать сахар садились игроки примерно одного роста и телосложения.

Кобылу учить

Вариант этой забавы отличался оригинальным техническим решением, требующим от соревнующихся немалой изобретательности и сноровки. Парни, участвовавшие в соревновании (обычно после ужина на помочах), подвешивали к балке веревку с небольшой петлей на конце, свешивавшейся на высоту около полутора метров от пола. В петлю просовывали один конец толстой двухметровой палки-коромысла и вешали на этот конец чью-нибудь шапку. Второй конец палки клали на скамейку, на порог, а иногда и на пол.

Желавший выучить кобылу садился на коромысло по-турецки («ноги вкрёс») примерно посередине с небольшой (60-80 см) палкой в руке, которой он опирался об пол. Удальцу надо было трижды ударить палкой по коромыслу сзади себя (в перерывах между ударами можно было снова опереться об пол), а затем «схлестнуть» шапку с переднего конца кобылки, не свалившись при этом на пол.

Иногда эта забава называлась Сидора колоть. К матице подвешивали две веревки на расстоянии около двух метров, а в образовавшиеся петли просовывали коромысло, на одном конце которого вешали шапку. Соревнующиеся должны были, усевшись на коромысло с поджатыми «калачом» ногами, сбить шапку с его конца, не упав на пол.

Рябков ловить

К потолочной балке – воронцу – привязывали веревку с петлей на нижнем конце и опускали ее к полу на высоту около метра. В петлю просовывали кол (чаще всего это было коромысло для переноски ушатов с водой), другой конец которого клали на лавку. Задача заключалась в том, чтобы, забравшись на кол с ногами, усидеть на нем, не прибегая к помощи рук.

Иногда это упражнение несколько усложнялось. В сарае (на связке балок) или на улице (между деревьями) подвешивали веревку так, чтобы она провисала на расстоянии около метра над полом или землей. Желающий поймать рябка должен был, взяв в руки небольшую (около 50 см) палку и опираясь на нее, сесть на веревку, сложив ноги по-турецки (сесть крестом), и ударить палкой по веревке – один раз перед собой и один раз сзади. Рябка ловил тот, кому удавалось после этого усидеть на веревке. Таких удальцов, впрочем, находилось немного.

По морю ходить

Популярным акробатическим трюком, которым парни демонстрировали свое превосходство над соперниками, было хождение по веревке, натянутой от воронца к стене или от порога в угол комнаты и свисающей примерно на метр от пола.

В некоторых деревнях с этой забавой связывалась примета, что тот, кто хорошо пройдет по веревке, быстро женится.

На вечорках или на игрищах после помочей натягивали через всю комнату от стены к стене две параллельных веревки на высоте около метра. Каждый, желающий продемонстрировать свою ловкость, должен был, не свалившись, пройти на четвереньках по веревкам от стены к стене, а затем, развернувшись, пройти обратно. Понятно, что самым сложным элементом был разворот, и любой новичок, недооценивший это, немедленно оказывался на полу.

Этот элемент превратился в соль забавы. Так чаще развлекались дети и подростки. Ставший на веревки должен был повернуться на 180 градусов и не упасть при этом.

Дальними родственниками этой забавы было хождение по изгороди (соревновались, кто дальше пройдет), а также по одной половице с завязанными глазами. Иногда встречалась еще и такая ее разновидность: кто-либо из желающих вставал на две лежащие параллельно на полу веревки, а другой с силой дергал их за концы. При этом первому нужно было не упасть.

По петелькам ходить

Эта забава требовала не только умения балансировать в положении неустойчивого равновесия, но немалой физической силы.

Участники забавы привязывали к потолочному брусу две веревки с петлями на конце, в которые желающие походить по петелькам продевал ноги на высоте около полуметра от пола. При этом преследовались разные цели. Например, засунув ноги в петли, шли на руках от стены к стене. Кто не выдерживал (опускался на грудь), уступал место другому. Или ходили по шапочку: клали у одной из стен шапку и вдевший ноги в петли должен был пройти на руках до шапки и надеть ее на голову.

Более сложный вариант забавы заключался в том, что вдевший ноги в петли упирался в них ступнями и начинал пятиться на руках назад. При этом натянутые до предела веревки, отклонялись от вертикального положения, постепенно поднимались вверх вместе с ногами ловкача. Целью трюка было сделать вертикальную стойку.

Гвозди ковать

Эта забава в прошлом она была известна довольно широко. О древности забавы свидетельствует символика, отраженная в ее названии, позволяющая предположить, что подобная шуточная забава использовалась при ряженье (например, в сценке кузнецами ходить) и на свадьбе.

Развлечение достаточно просто: кто-либо из парней, упершись головой и руками в скамью, делал на ней стойку и начинал похлопывать ногами, приговаривая: «Гвозди кую! Гвозди кую!» Если кто-либо включался в соревнование, то начинали считать, кто больше скует гвоздей.

Забавы на гибкость

Гибкость, увертливость, изворотливость – качества, которые были особенно важны для любителей бороться, так как давали большое преимущество их обладателю во время состязания. Поэтому ряд забав-испытаний специально были предназначены для их развития.

Кокорки загибать

Самая большая группа испытаний на гибкость связана с доставанием с пола различных предметов из самых разных положений. Так, тянулись через батог. Положив палку (батог) на пол, отмеряли от него расстояние, равное локтю, и клали на это место клочок бумаги. Затем становились коленями на батог, упирались рядом в пол руками и тянулись, стараясь ртом или языком достать (слизнуть) эту бумажку.

Иногда надо было присесть и наклонившись вперед захватить зубами палку, а затем выпрямится.

Часто забава организовывалась иначе. Например, сидя на табурете (или сидя либо лежа на полу), наклонялись назад, стараясь захватить губами какой-либо мелкий предмет, положенный на пол. Или задачей состязавшихся было, наклонившись назад из положения стоя и держа руки за спиной, поцеловать пол.

Еще испытуемый ложился навзничь на пол и, изогнувшись и приподнимая туловище на локтях либо став в мостик, должен был поцеловать пол или достать языком с пола копейку.

Иногда соревнующиеся, взяв чей-либо ремень, замеряли объем живота у того, кто хотел продемонстрировать свою ловкость, подворачивали излишек, затем парень брал ремень зубами в месте заворота и наклонялся назад, пытаясь коснуться
пряжкой пола.

В конце XIX века существовало два варианта этой забавы. Загибали кокорки – доставали лучинки длиной с вершок с края скамейки, держась на одних руках, упертых в пол, и доставали иглы через голову из положения лежа на спине.

Зайца давить

Некоторые из упражнений на гибкость представляют из себя весьма сложные акробатические трюки, исполнить которые многим было бы не под силу даже при специальной тренировке.

К таким можно отнести и пролезание в петлю – зайца давить или пролезать в петлю во свое колено.

Перед тем как приступить к выполнению трюка, предназначенную для этого веревку обвязывали вокруг колена и ступни так, чтобы получилась петля. Затем петлю расстилали по полу, чтобы образовался круг, вставали (спиной к центру) на один его край пятками, а затем медленно прогибались назад, становясь сначала в мостик (руки в середину петли), потом, постепенно приподнимая петлю, накидывали ее на лоб, на шею, пытаясь пролезть в нее всем туловищем. У неопытного петля нередко застревала на горле, отчего испытуемый становился весьма похож на зайца в силках, откуда и название забавы.

Иногда пролезали в ремень (объем петли также измерялся по колену). Испытуемый становился на колени, зацеплял один край ремня за носки ног, наклонившись назад и просунув в петлю руки, постепенно вползал в нее всем туловищем. Такой вариант забавы был, конечно, более доступным.

Под ухватом перевертываться

Желающий продемонстрировать свою ловкость опирался на зажатый в одной руке нож-косарь, которым кололи лучину, и пытался провернуться под этой рукой, но так, чтобы косарь не оторвался от пола. Для того чтобы это проделать, нужно было обладать не только хорошей устойчивостью и гибкостью, но и недюжинной силой.

Могли еще опираться на коромысло для ушатов, ухват или палку длиной до двух метров, причем чем ниже схватывался за них соревнующийся, тем выше оценивался его успех.

На живот падать

Это распространенное упражнение  достаточно легко выполнимо, хотя новичку оно и могло показаться трудным. Кто-нибудь из парней вставал на колени и, держа руки за спиной, падал на живот, стараясь носом не задеть пол. Это было возможно, если удавалось резко отвести назад голову и плечи. Такое упражнение часто выполняли на спор.

Забавы на быстроту реакции

Развлечения на быстроту реакции нередко очень близки к детским играм «в ладушки» или «телега летит». Например, на святки мужчины развлекались игрой «в лошку»: один клал на кулак деревянную ложку, а второй старался схватить ее и стукнуть ею по кулаку партнера. При удаче менялись ролями.

Сидора колоть

Некоторые забавы некогда имели непосредственное отношение к ритуальным жертвоприношениям, которые были важной составной частью «пивных праздников» и нередко разыгрывались на пирах ряжеными. К развлечениям подобного рода относилась и довольно распространенная забава – Сидора колоть, медведя или Демида колоть. Так развлекались не только на пирах, но и на взрослой (большой) и маленькой беседах.

О том, что ранее в качестве Сидора или Демида выступало жертвенное животное (бык, медведь), свидетельствуют смутные воспоминания об этом в глухих деревнях.

Ближе всего к ритуальным разновидностям этой забавы варианты с чучелом человека (высотой около полуметра) или заменяющим его поленом. Кому-нибудь из парней завязывали глаза и он, повернувшись к Сидору спиной и сунув ухват между ног, пытался сбить его ухватом. Нередко желающему убить Сидора всячески препятствовали это сделать. Так, клали на стул шапку (Сидора), возле стула становилась девушка, которая двигала стул из стороны в сторону, пытаясь помешать стоящему к ней спиной парню сбить со стула ухватом Сидора.

Иногда Сидора защищали два человека. А началу игры предшествовал диалог: «Дома ли Сидор?» Жена: «Дома». – «Что делает?» – «Сапоги шьет». – «Не сошьет ли мне сапогов?» – «Нет, не сошью». – «Я тебя заколю». – «А я тебя сберегу».

Существовал вариант забавы, при котором роль Сидора выполнял кто-либо из парней. Перед началом игры этот парень спрашивал: «Кого колешь?» – «Сидора колю!» – «Коли, век не угадать!» После этого второй игрок начинал орудовать ухватом, пытаясь задеть им ноги Сидора, а тот перебегал и отпрыгивал в сторону, чтобы его не «закололи».

У подростков и детей на малых игрищах в святки была распространена аналогичная игра. Посреди комнаты устанавливали табурет, на котором лежала шапка, ставили валенок или втыкали в щель пола лопаточку для смазывания тележной оси («клёшч») длиной около 80 см с шапкой (Сидором) на конце. Напротив шапки, примерно в полуметре от нее, становились спиной друг к другу двое соревнующихся. Взяв в руки ухват (или коромысло для ушатов) и направив его рожками к палке, они просовывали его между ног, схватившись руками за древко и наклонившись вперед. Затем игрок, стоящий к шапке-Сидору спиной. После этого первый игрок начинал толкать ухват назад, по направлению к Сидору, а второй игрок всячески мешал ему, стараясь, чтобы шапка осталась на месте. Поединок заканчивался тогда, когда первому игроку удавалось заколоть (сбить) Сидора.

Встречалась одна из старых форм этого развлечения, которая, возможно, также отчасти проясняет его происхождение. Чтобы отомстить парню-забияке и задире, его соперники иногда устраивали на святочных игрищах довольно жестокую забаву. Выбрав удобный момент перед приходом очередной ватаги ряженых и предварительно высмотрев, в каком углу сидит со своей девушкой их обидчик, шутники внезапно распахивали двери и, просунув в избу длинную жердь, начинали тыкать ею в направлении этого парня.

В результате тому, если он не проявлял известной сообразительности и увертливости, могло достаться немало синяков и шишек. Это и называлось Сидора колоть.

Интересно, что подобная шутка обычно не вызывала протеста и считалась вполне законной, так как осуществлялась как бы от имени ряженых, которым, как известно, прощалось многое из того, что было запрещено простым смертным.

В конце 40-х – начале 50-х годов XX века встречалась одна разновидность этой забавы, напрямую связанная с визитами ряженых. Ватага парней-ряженых, с шумом и гамом ворвавшись в избу, где проходило игрище, запирала двери и, завязав одному из «ватажан» глаза и дав ему в руки ухват, затевала своеобразные «жмурки», при которых водящий должен был прижать кого-либо ухватом к стене или хотя бы дотронуться им до разбегавшихся по углам с визгом и криками девушек. Впрочем, больше доставалось при этом их кавалерам, которые всячески старались защитить своих дам. Остальные же парни-ряженые, перебегая по избе, хлопками или выкриками указывали водящему, где тот «Сидор», которого нужно «колоть». При этом, естественно, особенно доставалось их обидчикам или обидчицам.

Развлечения и шутки с кувырканием

По капустку ездить

Многие забавы с переворачиванием партнера через голову были развлечением не только одних парней, но и парней с девушками, причем подчас устраивались без согласия последних.

Когда в похожей забаве участвовала девушка, она садилась на пол и подбирала руками сарафан, а парень, взяв ее за ноги и перевернув вниз головой, поднимал к потолку.

Существовала забава с «полукувырком»: гнули оботья: «повалив человека на пол, сгибают его, взяв за ноги и не подобрав платья».

Масло бить

Еще одним вариантом этой забавы является опрокидывание игрока, стоящего на четвереньках: его с размаху бьют пониже спины той же выдающейся частью тела другого игрока, которого приподнимают за руки и ноги и раскачивают двое или четверо товарищей. Такое развлечение существовало под названиями масло бить, смольё колоть, кокору ломать, бить или шчэпатъ, россоху колоть, сидора бить или колоть.

Цели забавы могут быть различными. Иногда первому игроку нужно не упасть, устоять на четвереньках. Иногда, напротив, он должен после удара перекувырнуться. В некоторых местах это было наказанием для проигравших.

Существуют упоминания и об обрядовой приуроченности забавы: так развлекались подростки на святки: «переваливали» стоящего на четвереньках через голову. Так могли забавляться как дети и подростки, – в избе, в том числе и на беседах, или на улице, так и взрослые мужчины во время гуляний.

Кули или кульё ворочать

Кувыркание представляло собой сложное акробатическое упражнение. Двое желающих ворочать кульё из числа молодежи или детей становились друг против друга. Один наклонялся и, просунув голову между ног партнера, обхватывал его ноги руками. Тот же, в свою очередь, ложился ему на спину и обхватывал его ноги своими руками. После этого нижний игрок выпрямлялся (верхний игрок прятал голову между его ног) и, присев, перекатывался на спину. Затем второй, опершись ногами об пол, кувыркался вперед и т.д.

В конце XIX века в одной из деревень кули ворочали так: двое становились на корточки на пол головами в противоположные стороны, потом на спины их поперек ложится одна из играющих спиной же, а другой, забрав за талию, поднимает ее так, чтобы голова была вниз, а сам ложится на спине, так что у партнера ноги опять на пол встанут.

Несмотря на неясность описания схему кувыркания вполне можно реконструировать. В окрестностях эту забаву считали неприличной и потому не употребляли.


К сожалению, специфически мужские развлечения и игры (силовое противоборство: драки и кулачные бои, состязания в силе, игры спортивного характера; азартные игры: лодыжки, карты, деньги, яйца и т.д.) мало изучены в русской этнографии и фольклористики.

 

Морозов И.А., Слепцова И.С. «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере», 2001 г.

Поделиться в социальных сетях: