Когда славяне в VI веке после долгого пути переселений достигли берегов Дуная, на другой стороне реки, на Балканском полуострове, перед ними предстали еще цветущие в ту пору византийские города.


Города с грандиозными постройками, украшенными статуями и мозаичными полами, с большими храмами, стены которых были декорированы фресками и мозаиками, с богатыми некрополями, в которых покоились знатные горожане под роскошными памятниками. Перед взорами пришельцев предстала совершенно незнакомая им цивилизация, хотя и пострадавшая уже от более ранних варварских набегов, но еще стойко боровшаяся за свое существование. После неудач военного сопротивления завоевателям население древних, известных еще с римских времен городов, потянулось на юг, к морю, оставляя пришельцам, окончательно утвердившимся на Балканах в VII веке, свои поселения и имущество.

Долгое время у славян не было ни попыток понять эллинско-римскую культуру, ни почтения к христианским памятникам. Поселяясь в древних городах, среди полуразрушенных дворцов, они наскоро строили себе примитивные жилища из дерева и земли. Славяне принесли с собой обычаи жителей северных равнин и политеистическую, языческую религию. Должно было пройти определенное время, прежде чем, приняв христианство, они смогли включиться в новую для них культуру Средиземноморья, а затем и сами сумели создать такое искусство, которое на протяжении всего Средневековья было основным выражением их духа, а в счастливые периоды развития стало тем наивысшим достижением, на какое они вообще были способны.

Набеги варваров и переселение народов в первых веках нашей эры, завершившееся приходом на Балканы славян и болгар, произвели здесь подлинное разорение. Отрицание христианством произведений античного искусства привело к забвению старой цивилизации. Античные памятники скрылись в речных наносах и лесных зарослях. Археологи и поныне извлекают на свет руины городов римлян и византийцев: величественные театры, в которых некогда игрались произведения античных писателей; языческие храмы и христианские церкви огромных размеров, в которых службы совершались с небывалой пышностью; римские крепости, в которых сражались вывезенные издалека наемники; римские и византийские термы, возведенные по столичным образцам. На стенах этих развалин иногда обнаруживаются остатки фресковых росписей, но изображений христианской тематики с фигурами сохранилось немного, поскольку фрески более, нежели мозаика, страдают от атмосферных осадков и пожаров.

В сущности, только два сохранившихся значительных комплекса свидетельствуют о творчестве христианского населения ранних веков в сфере монументального изобразительного искусства. Это и фрески гробницы IV века в Нише в Сербии и остатки стенных росписей начала VI века в епископской церкви в Стоби в Македонии.

Нишская гробница представляет собой прямоугольное помещение с коробовым сводом и четырьмя стенными нишами с захоронениями. Гробница находится под землей. С восточной стороны в нее ведет лестница. Внутри на всех поверхностях ее стен сохранилась живопись. В нижнем ярусе, у самых погребений, изображена ограда из перекрещивающихся деревянных брусьев, за которой видны вьющиеся растения, написанные красным и зеленым цветом. В верхнем ярусе в центре восточной и западной  стен представлены монограммы Христа в венках, сплетенных из пальмовых ветвей, а ниже, на фоне пейзажа, – попарно фигуры святых, обращенные к символу Христа. Святые одеты в белые туники и паллиумы. Скорее всего, это изображения четырех апостолов. Две фигуры с восточной стороны могут быть определены по характерному типу ликов как апостолы Петр и Павел.

фрески в Сербии и Македонии

Над нижним регистром захоронений на северной и восточной стенах сохранилось еще два яруса живописи. В среднем, так же как и в нижнем, ярусе изображена ограда, только более роскошная, имитирующая мраморную. Ограда расчленена колонками, причем показано, что каждая из них увенчивается скульптурным бюстом-гермой. За оградой поднимаются растения. В самом верхнем ярусе на склонах свода представлена виноградная лоза с листьями и гроздьями, в ее ветвях – птицы, некоторые из них клюют спелые ягоды. Тематика росписи нишской гробницы может быть разъяснена при помощи текстов заупокойных служб и молитв. Очевидно, заказчики этой гробницы пожелали, чтобы на ее стенах был представлен рай с его цветущей растительностью и святыми, с которыми словно пребывали бы души погребенных.

Тематические и стилистические аналогии росписям нишской гробницы мы находим в погребальных помещениях некоторых римских катакомб.

Нишским фрескам сродни фрески двух гробниц раннехристианского некрополя в Пене в Венгрии, гробницы некрополя в Софии в Болгарии и не полностью опубликованные фрески гробницы в Салони­ках. Сходство росписей нишской гробницы с раннехрис­тианской живописью римских катакомб конца IV и самого начала V века свидетельствует о том, что римляне, жившие в Нише, поддерживали тесные связи со столицей. Вплоть до 40-х годов V века, пока гунны во главе с Аттилой не разрушили древний Наисус (Ниш), в нем процветала культура, соединившая в себе влияния Востока и Запада. После нашествия Аттилы город пришел в запустение и несколько оправился только перед приходом славян.

Росписи епископской церкви в Стоби сохранились лишь фрагментарно: несколько ликов святых, частично утраченных, два фрагмента с неидентифицированными композициями. Фрагменты найдены на стенах притвора, а один – в наосе.

фрески в Сербии и Македонии

Уцелевшие фрески были переданы в Народный музей Белграда. Цокольный ярус церкви также был богато украшен росписью, но она не сохранилась. Среди дошедших до нашего времени изображений голов святых – одна в натуральную величину. Она, вероятно, принадлежала фигуре в ряду святых нижнего яруса росписи в притворе. Найденные при раскопках остатки греческих надписей на свитках свидетельствуют о том, что у некоторых стоящих фигур были в руках развернутые свитки с текстами из Евангелия. Необычно взволнованный взгляд, широко открытые глаза большинства сохранившихся изображений ликов, которые, в отличие от только что упомянутого фрагмента, имеют небольшие размеры, говорят о том, что они могли принадлежать фигурам из каких-то сцен на религиозные сюжеты.

Живописные переходы цвета, быстрый, свободный и смелый мазок кисти в моделировке ликов показывают, что живописцы прекрасно умели пользоваться той «импрессионистической» манерой, которая была свойственна живописи конца V и начала VI века. Широко раскрытые глаза святых, совершенно еще античные типы их ликов находят наиболее близкие параллели в древнейших иконах из монастыря Св. Екатерины в Синае, в некоторых миниатюрах пурпурных кодексов VI века. Эти фрески высокого художественного уровня были созданы, очевидно, до 518 года, когда сильное землетрясение разрушило Стоби, после чего всякая жизнь в этом городе замерла.

Новый подъем монументальной живописи начинается после христианизации славянского населения на Балканах во второй половине IX века.

Тогда возникают и первые прочные государственные образования славян со своей общественной иерархией, в высших слоях которой выделяются люди, стремящиеся проявлять заботу о строительстве храмов и об их украшении. Хотя в этих первых славянских культовых сооружениях живопись не сохранилась, тем не менее точно известно, что она там существовала.

Памятники, созданные позже (начиная с XI века все более многочисленные), показывают, что славяне – заказчики церковных построек на Балканах – избрали фреску в качестве основной, если не единственной техники для украшения интерьеров своих храмов. Богатый мозаичный декор византийских храмов не мог пустить в славянской среде на Балканах прочных корней – не только в силу бедности этой среды, но и потому, что вплоть до позднего Средневековья здесь, исключая латинские города Приморья, не было больших городов, которые являлись необходимым условием существования мозаичных мастерских с их сложным способом производства. Обстоятельства сложились таким образом, что современные балканские страны представляет собой «страну фресок» – то есть такую область в Европе, где находятся сотни храмов с хорошо сохранившейся средневековой монументальной живописью.

 

Джурич В. «Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далма­ция, славянская Македония», 2000 г.

Поделиться в социальных сетях: