Светозар Гурбан-Ваянский – словацкий поэт, чьи сонеты проникнуты искренним чувством, в них звучит протест против забвения высоких идеалов.
Светозар Гурбан-Ваянский родился в 1847 году в семье выдающегося деятеля словацкого национального возрождения. Йозеф Милослав Гурбан (1817-1888) – словацкий политик, писатель, философ и лютеранский священник. Ключевая фигура восстания 1848 года в Словакии.
Первоначальное образование Ваянский получил в родной словацкой деревне Глбоке, затем продолжил учёбу в Словакии, Польше и Германии. В братиславской академии он изучал право, а стажировку проходил в Будапеште. После чего занимался адвокатской практикой, пока не открыл собственную юридическую контору.
С 1878 года был главным редактором газеты «Národnie noviny». За свою журналистскую и общественную деятельность несколько раз он был заключен в тюрьму.
В начале 1880-х годов Светозар Гурбан-Ваянский выступил как талантливый поэт, прозаик, журналист и проявил себя непримиримым борцом против подавления словацкого народа Австро-Венгерской империей.
В это время литература оставалась для словаков главной национальной трибуной, средоточием культурной жизни. Словацкие деятели культуры, в том числе Ваянский, стремились показать, что словацкий язык и создаваемые на нем произведения способны выразить самые разнообразные чувства и мысли. Своим творчеством они опровергли положение, будто бы словацкий язык – это речь простонародья, и доказывали, что это речь цивилизованной нации. Одним из путей в этом направлении было овладение всем богатством жанровых форм. Среди таких форм был и сонет.
В 1890 году Ваянский опубликовал цикл из 28 сонетов с «Прологом» и «Эпилогом», это составило сборник «Стихи».
Обращение к форме сонета Ваянский объясняет желанием очистить в этой «ясной реке» «мутные потоки» нелегких раздумий, порой окрашенных пессимизмом, горечью.
Однако цикличность здесь условна: сонеты достаточно самостоятельны, их последовательность не имеет принципиального значения, они разнообразны по тематике. Поэт не обращается к традиционным для сонета любовным темам. Патриотическая, гражданская, нравственно-философская проблематика считалась в то время гораздо более актуальной, нежели сугубо личные переживания.
Гурбан-Ваянский в своих сонетах размышляет:
- о судьбе словацкого народа и верном служении ему;
- о социально-нравственных проблемах;
- об уделе писателя в буржуазном обществе;
- о роли литературы;
- над эстетическими вопросами.
Ключевыми словами в образной системе сонетов являются «красота», «боль», «тайна». Красота – вечная, главнейшая ценность.
«…Мне красота порой открывает свои тайны, а большего человек смертный не заслуживает».
Звучит у Ваянского и горестный мотив «забытой могилы», неблагодарности, непонимания со стороны «дремлющего народа», что социально-исторически обусловлено. Также поэт широко использует не только традиционные поэтические образы (пальма, лев, гриф), но и фольклорные (конь, орел), образы из античной мифологии (Персефона, гидра), из Библии (Агасфер, Ирод).
Сонет становится полифункциональным: он раскрывает возможности родной речи, дисциплинирует поэтическую мысль, оттеняет культивированность формы стиха и ее образное обоснование.
Так чудно живет моя живая река
Имея свою кривизну, и спокойствие, и потоки.
После того, как мутнеют земляные комки,
Один раз, как кристалл, она водопадом стекает.
После того, как диким вихрем волнистым гневят,
И снова она уменьшается в маленькое русло скуки,
И меркнет, ровно в дали блуждая кротко,
Высыхает в песке, умирает, не скорбя!
Я не знаю. Ведь много в ней прячется,
Ведь раскрылись на ее идиллическом берегу
Наши горы, и стало страшно!
Что люди наши чувствуют в ней отражается.
Слезы ее дождем ускоряются на бегу
И освещают слезами то, что больно.
До 1916 года, до конца жизни, Светозар Гурбан-Ваянский в своих работах остро реагировал на современные проблемы общества, посвятил себя изучению вопросов отношений личности и нации, борьбе за сохранение национального самосознания.
Шведова Н.В. «Сонет в словацкой поэзии XIX-XX вв.» 1996 г.
Добавить комментарий