Ян Коллар – поэт и философ, положивший начало словацкой сонетной традиции.
Ян Коллар родился в 1793 году в селе Мошовце. Родившись в небогатой семье, он мог рассчитывать только на ремесло мясника, которое было ему предназначено отцом. Но желание получить образование заставило его бросить родительский дом. Он учился в гимназии в Кремнице, Банской Бистрице, а затем три года в евангелическом лютеранском лицее в Братиславе. Продолжил обучение в Йенском университете, где два года изучал теологию.
Вынужденный расстаться с любимой девушкой, Миной, чья мать не согласилась дать благословение на брак со словаком, Коллар навсегда сохранил любовь к ней и решил всю свою жизнь отдать борьбе за права всех угнетаемых в то время славян.
Вернувшись на родину, Ян Коллар пишет цикл сонетов, выражая в них всю силу любви к Мине и всю горечь своей жестокой утраты. Напечатанные в 1821 году 86 сонетов под общим названием «Стихотворения Яна Коллара» принесли известность их автору.
XXII.
Парис легко избрал богиню
Из трех сестер: ведь ей была
За красоту и ум хвала;
И тем славна она поныне!
Когда же был я на чужбине,
Меня иная в плен взяла;
О ней в пучине бед и зла
Навеки память не покинет.
Кто мог еще так видеть смело
В слиянье тесном дух и тело,
Что были равны красотой?
При ней глаза свои рукой
Я прикрывал; прекрасней втрое
Она богинь, что были в Трое.
А в 1824 году выходит в свет его лирическая поэма «Дочь славы», число сонетов в которой достигло 645. «Дочь славы», соединившая в себе классицистические и романтические традиции, явилась уникальной для своего времени попыткой создания объемного лиро-эпического произведения в сонетной форме.
Поэма стала главным творением Коллара; он несколько раз возвращался к этому тексту, дополнял его, что было связано с уточнением идейного замысла поэмы и влекло за собой композиционные сдвиги.
Поэма пронизана основной идей Коллара – идей славянской взаимности, аллегорически выраженной в строках одного из сонета: отдельные славянские народы представляются лирическому герою металлами, из которых он хотел бы отлить единую мощную статую.
Идейно-композиционным центром произведения стала Дочь Славы, мифологизированный образ, олицетворяющий одновременно и возлюбленную лирического героя и самого Коллара – Мину, и идеальную славянскую деву, покровительницу угнетенных народов, и идею грядущего национального освобождения и расцвета славянства.
Основной сюжетный прием автора – рассказ лирического героя, а затем Мины (Дочери Славы) о путешествиях по славянским землям, и, что примечательно, по славянскому раю и аду (здесь несомненна связь с традицией Данте).
Подобная композиционная свобода позволила Коллару связывать воедино:
- сонеты описательного и медитативного характера;
- эпические фрагменты и лирические отступления;
- размышления о прошлом, настоящем и будущем славянства.
Центральный образ Дочери Славы становится основой взаимопроникновения любовных и патриотических мотивов, сплетения лирического и эпического, что было новым и принципиально важным явлением в словацкой поэзии.
XCV.
Не только племени славян
Ты цвет, возросший прямо,
Кому ни сакс , ни франк упрямый
Ударом не сломили стан; —
Сын Славии , презрев обман,
Ты к счастью путь кратчайший самый
Укажешь всем. Тебе на рамо
Страданья крест не даром дан!
Ты сердце чистое в груди сокрыл,
Им шелест ангельских почуял крыл
И недоступные всем дали…
Недаром небеса в награду дали
Тебе и красоту свою сберечь
И славную родную речь.
Части поэмы носят названия рек, реальных и мифологических, что связано с избранной поэтом формой путешествия, а также свободным и вместе с тем целенаправленным «перетеканием» мотивов и образов.
А романтическому осмыслению чувства любви соответствует образная система сонетов, построенная, например, на принципе оксюморона, что позволяет достичь многогранности, неоднозначности переживания, а вместе с тем – его экспрессивной яркости: «Что есть любовь?… Холодный огонь, печаль радостная»; «сладкая горечь и радость печальная»; «милая рана, отрава приятная»; «скорбь смешная и смех скорбный».
«Дочь славы» была важной вехой в истории славянской литературы. Это был значительный шаг в развитии гражданской поэзии и национально-патриотической темы, в расширении возможностей лиро-эпических жанров и сонетной формы.
Коллар доказал, что сонет способен выразить любовные признания в их переплетении с высокими патриотическими чувствами, способен быть органичным элементом повествовательной структуры.
Примечательно, что по прошествии шестнадцати лет взаимной верности любящие сердца Коллара и Мины наконец соединились.
Ушел из жизни Ян Коллар в 1852 году.
На его могиле была сделана краткая надпись, являвшаяся лучшей характеристикой его жизни и творчества: «Живой он носил в сердце народ весь, мертвый он живет в сердце народа всего».
Шведова Н.В. «Сонет в словацкой поэзии XIX-XX вв.» 1996 г.
Добавить комментарий