Ян Коллар – поэт и философ, положивший начало словацкой сонетной традиции.


Ян Коллар родился в 1793 году в селе Мошовце. Родившись в небогатой семье, он мог рассчитывать только на ремесло мясника, которое было ему предназначено отцом. Но желание получить образование заставило его бросить родительский дом. Он учился в гимназии в Кремнице, Банской Бистрице, а затем три года в евангелическом лютеранском лицее в Братиславе. Продолжил обучение в Йенском университете, где два года изучал теологию.

Мошовце

Вынужденный расстаться с любимой девушкой, Миной, чья мать не согласилась дать благословение на брак со словаком, Коллар навсегда сохранил любовь к ней и решил всю свою жизнь отдать борьбе за права всех угнетаемых в то время славян.

Вернувшись на родину, Ян Коллар пишет цикл сонетов, выражая в них всю силу любви к Мине и всю горечь своей жестокой утраты. Напечатанные в 1821 году 86 сонетов под общим названием «Стихотворения Яна Коллара» принесли известность их автору.


XXII.
Парис легко избрал богиню
Из трех сестер: ведь ей была
За красоту и ум хвала;
И тем славна она поныне!

Когда же был я на чужбине,
Меня иная в плен взяла;
О ней в пучине бед и зла
Навеки память не покинет.

Кто мог еще так видеть смело
В слиянье тесном дух и тело,
Что были равны красотой?

При ней глаза свои рукой
Я прикрывал; прекрасней втрое
Она богинь, что были в Трое.


А в 1824 году выходит в свет его лирическая поэма «Дочь славы», число сонетов в которой достигло 645. «Дочь славы», соединившая в себе классицистические и романтические традиции, явилась уникальной для своего времени попыткой создания объемного лиро-эпического произведения в сонетной форме.

словацкая поэзия, Ян Коллар, «Дочь славы»

«Дочь славы»

Поэма стала главным творением Коллара; он несколько раз возвращался к этому тексту, дополнял его, что было связано с уточнением идейного замысла поэмы и влекло за собой композиционные сдвиги.

Поэма пронизана основной идей Коллара – идей славянской взаимности, аллегорически выраженной в строках одного из сонета: отдельные славянские народы представляются лирическому герою металлами, из которых он хотел бы отлить единую мощную статую.

Идейно-композиционным центром произведения стала Дочь Славы, мифологизированный образ, олицетворяющий одновременно и возлюбленную лирического героя и самого Коллара – Мину, и идеальную славянскую деву, покровительницу угнетенных народов, и идею грядущего национального освобождения и расцвета славянства.

Данте Алигьери

Данте Алигьери

Основной сюжетный прием автора – рассказ лирического героя, а затем Мины (Дочери Славы) о путешествиях по славянским землям, и, что примечательно, по славянскому раю и аду (здесь несомненна связь с традицией Данте).

Подобная композиционная свобода позволила Коллару связывать воедино:

  • сонеты описательного и медитативного характера;
  • эпические фрагменты и лирические отступления;
  • размышления о прошлом, настоящем и будущем славянства.

Центральный образ Дочери Славы становится основой взаимопроникновения любовных и патриотических мотивов, сплетения лирического и эпического, что было новым и принципиально важным явлением в словацкой поэзии.


XCV.
Не только племени славян
Ты цвет, возросший прямо,

Кому ни сакс , ни франк упрямый
Ударом не сломили стан; —

Сын Славии , презрев обман,
Ты к счастью путь кратчайший самый

Укажешь всем. Тебе на рамо
Страданья крест не даром дан!

Ты сердце чистое в груди сокрыл,
Им шелест ангельских почуял крыл
И недоступные всем дали…

Недаром небеса в награду дали
Тебе и красоту свою сберечь
И славную родную речь.


Части поэмы носят названия рек, реальных и мифологических, что связано с избранной поэтом формой путешествия, а также свободным и вместе с тем целенаправленным «перетеканием» мотивов и образов.

А романтическому осмыслению чувства любви соответствует образная система сонетов, построенная, например, на принципе оксюморона, что позволяет достичь многогранности, неоднозначности переживания, а вместе с тем – его экспрессивной яркости: «Что есть любовь?… Холодный огонь, печаль радостная»; «сладкая горечь и радость печальная»; «милая рана, отрава приятная»; «скорбь смешная и смех скорбный».

«Дочь славы» была важной вехой в истории славянской литературы. Это был значительный шаг в развитии гражданской поэзии и национально-патриотической темы, в расширении возможностей лиро-эпических жанров и сонетной формы. 

Коллар доказал, что сонет способен выразить любовные признания в их переплетении с высокими патриотическими чувствами, способен быть органичным элементом повествовательной структуры.

Примечательно, что по прошествии шестнадцати лет взаимной верности любящие сердца Коллара и Мины наконец соединились.

Ян Коллар

Ушел из жизни Ян Коллар в 1852 году.

На его могиле была сделана краткая надпись, являвшаяся лучшей характеристикой его жизни и творчества: «Живой он носил в сердце народ весь, мертвый он живет в сердце народа всего».

Шведова Н.В. «Сонет в словацкой поэзии XIX-XX вв.» 1996 г.

Поделиться в социальных сетях: