Павол Орсаг-Гвездослав – словацкий поэт, чье правдивое художественное слово призывало к борьбе целые поколения и вселяло в людей веру в торжество свободы.


Павол Оpсаг-Гвездослав родился в 1849 году на севере-западе Словакии в деревне Вышний Кубин, расположенной на реке Орава. Родители поэта были небогаты и сами вели свое небольшое хозяйство.

Вышний Кубин

Вышний Кубин

Словацкий поэт Штефан Крчмеры вспоминал: «Гвездослав любил природу, как никто другой, потому что он знал ее как никто другой… Очень интересные вещи прошептали ему горы, цветы и облака, которые прокатились по области и Ораве, которая ему так много пела в душу… Мы удивлены нашей слепотой и глухотой». 

Начальное образование Гвездослав получил в школах, находившихся поблизости от Вышнего Кубина. Затем он учился в гимназиях, где освоил немецкий и венгерский языки. Уже в гимназические годы он создает свои первые стихотворения. В начале он писал их по-венгерски, но вскоре перешел на словацкий язык. Этому немало способствовали образованные земляки начинающего поэта, приобщавшие его к словацкой поэзии и пробуждавшие в нем патриотические чувства. Сказалось здесь и влияние семьи. Однажды молодой поэт, присутствуя на свадьбе в своем родном местечке, произнес речь на венгерском языке. Его мать, которую он нежно любил, ничего не поняв из его выступления, горько заплакала. Случившееся потрясло сына и, возможно, в какой-то мере предопределило избрание им своего пути.


«Вышний Кубин»
В яркой долине деревня моя
синих утесов короной объята.
Чудится – будто халупы из злата,
будто на крышах алмазы горят…
Край золотой мой, деревня моя!
Радует сердце твоя красота.
Сын твой, любуясь тобою опять,
слез благодарных не мог удержать.


Сильное впечатление на молодого Гвездослава, обратившегося к родной литературе, произвело знакомство с творчеством Яна Коллара. И его первые поэтические произведения характеризуется юношеским, во многом еще традиционным выражением чувств любви к родине. Однако уже здесь начинающий поэт ясно заявил, что видит свое назначение в служении словацкому народу, принадлежностью к которому он гордился.

В творчестве Гвездослава сонет занимает значительное место. Это главным образом лирика философски-рефлексивная и гражданская. Он объединяет свои сонеты в циклы, связанные не только тематически, но и композиционно: те или иные образные мотивы в них последовательно развиваются, по-разному обыгрываются, создавая характерную для поэта широкую, многоплановую, емкую картину мира.

Сонеты Гвездослава – это творения поэта-мыслителя, задумывающегося о:

  • тайнах Вселенной и человеческого бытия;
  • судьбе народа и неразрывно связанной с нею собственной судьбе;
  • превратностях жизни;
  • возможностях поэзии.
Павол Оpсаг-Гвездослав

Павол Оpсаг-Гвездослав

Как и всё его творчество, его сонеты пронизаны идеей справедливости, верой в торжество высокой нравственности и добра, бунтом против тех, кто попирает человеческое достоинство и разумные начала жизни.

Сонет Гвездослава знаменовал собой одну из значительных стадий развития данной формы в словацкой литературе. В его творчестве традиционная форма любовной поэзии вместила в себя глубины философской мысли, нравственные искания человека в уходящем XIX столетии, тонкие оттенки психологизма. Как и сонет Яна Коллара, он в новых условиях выявил возможности национальной поэзии и национального языка.

Исследователь словацкой поэзии С. Шматлак пишет: «Именно этот поэт расширил границы нашей речи до самых крайних пределов, так что смог с ее помощью достичь и обозначить все предметы и все состояния человеческого духа…»

Цикл «Сонеты» был опубликован в 1886 году и представлял собой своеобразную лирическую поэму, сюжет которой – воображаемое путешествие лирического героя к вершинам духа, к звездам. Один сонет продолжает другой не только развитием поэтической мысли, но и образными построениями, лексическими повторами. Так, в первых шести сонетах по-разному развивается мотив борьбы света и тьмы (вначале – дня и ночи, затем – возвышенного и низменного в человеческой душе).

Основной образный мотив цикла – мотив «взлета» над мелочной дневной суетой, над житейским: корыстными интересами, горестями, плачем и т.д. Это нужно лирическому герою, чтобы постичь «правду духа», тайны звездные и земные, отчистить душу от ненужного, осознать гармонию Вселенной – чтобы, вернувшись, будить человеческую мысль, создавать красоту, бороться с существующим несправедливым порядком. Желая расширить пределы сознания, лирический герой пытается заглянуть в недоступное: узреть Творца, прикоснуться к бессмертию, – но его останавливает строгий голос Бога: «Приди, когда заплатишь дань!» «Дань» – борьба за правду и справедливость, за прекращение людских страданий и освобождение от пороков. В такой борьбе обретается бессмертие.

«Что духом рождено, вовеки не погибнет».

Цикл «Черный год» автобиографичен: разнообразные переживания лирического героя, тесно слитого с авторской личностью, вызваны тяжелой утратой – смертью матери. От конкретных душевных состояний – сиюминутных впечатлений, воспоминаний, наполненных подробностями, – Гвездослав плавно переходит во второй части каждого сонета к осмыслению жизненных фактов, к сознанию той роли, которую играла в его судьбе скромная, терпеливая, бесконечно добрая словацкая женщина. Невосполнимость утраты постепенно уравновешивается философским пониманием ее неизбежности, необходимости жить дальше.

Павол Оpсаг-Гвездослав

Павол Оpсаг-Гвездослав

Те же размышления о неизбежности смерти находят свое отражение в цикле второй части сборника «Летние побеги». Этот цикл выделяется образно-композиционным совершенством: характерные для Гвездослава повторы соединяют сонеты в смысловые пары, центральный образный мотив – аллегория осыпающихся осенних листьев, выражающая естественность, природную обусловленность физической гибели. Однако выводу о смертоносности всего живого противопоставлено утверждение о вечности духа, его бессмертии, вечности поэзии, творческих достижений.

Поэзия Гвездослава уходит корнями в гущу народной поэзии, питается ее болью и надеждами, выражает ее реальные противоречия, пусть и стремится подчас разрешить их в духе идеалистической философии и религиозных представлений.

Особенно выделяются в его творчестве «Кровавые сонеты», написанные в 1914 году, за шесть лет до того, как поэт ушел из жизни. Сонеты тематически связаны с началом Первой мировой войны. Но для поэта главное – не конкретные события войны (она показана в нескольких аллегорических картинах как апокалиптическое событие), а их нравственно-философское осмысление. «Кровавые сонеты» – цикл-воззвание; последние строки сонетов – чаще всего восклицание или вопрос, а также тот или иной вывод с многоточием, призывающий задуматься.  Первые же строки нередко являются обращением – к человечеству, народу, отдельной личности, к Богу. Страстно и жестко звучат вопросы: отчего возникла эта война? Кто несет ответственность за потоки крови, за поруганную человечность и красоту? Причины этих событий Гвездослав видит в попрании нравственных законов, борьбе за власть – и политическое господство, и мнимую власть над природой, – в забвении заповедей «Не убий» и «Возлюби ближнего своего…». Высшее мужество , по мнению поэта, – остановить войну.


Ты, человек! Ты – властелин природы?
Ты вздумал направлять событий ход?
Но править миром вправе только тот,
Кто сам себе глава и в злые годы.

И тот герой доподлинной свободы,
Кто каждому ее дары несет.
Не то он вор, он раб, недоброхот,
Он обокрал себя, страну, народы.

Сумбур умов, ничтожество сердец!
И духи сфер лазоревых в смятенье
Забыли струны, слово, кисть, рецез.

Сменилось тьмой высоких дум цветенье.
Так вот пути блестящего конец:
Ночь варварства, развалины, паденье…


Официальное христианство представляется Гвездославу лживым, действующим против воли Бога; война «во имя Бога» – святотатство. «Кровавому Евангелию», которое освящает цели власть имущих, поэт противопоставляет истинную веру; его Бог – это высший разум, средоточие добра и любви.

Звучат в «Кровавых сонетах» и мысли о славянстве, о словацком народе; война между братскими народами противоестественна, в душе славянина от природы нет зла, считает поэт.

Строгая форма сонета как бы направляет поэтические эмоции, гнев и боль, отчаяние и надежду, в русло трезвого философского размышления, помогает разобраться в хаосе войны, вычленить ее причины и предположить следствия. Сонет словно несет в себе потенциальный заряд извечной мудрости, в нем можно найти некий ключ к загадкам бытия.

Сонеты Гвездослава завораживают глубиной и разносторонностью мысли, яркостью образного видения, удивляют и привлекают верностью жизненным и творческим идеалам.

 

«История словацкой литературы» (ред.: Ю.В. Богданов и др.), 1970 г.
Шведова Н.В. «Сонет в словацкой поэзии XIX-XX вв.» 1996 г.

Поделиться в социальных сетях: