В VI веке территория большей части Хорватии входила в состав Византийской империи, что не могло не отразиться и на архитектуре.
Евфразиева базилика в Порече – превосходный образец византийского искусства эпохи императора Юстиниана Великого.
Заслуживают всяческого внимания мозаики храма, исполненные, вероятно, константинопольскими мастерами: произведения подобного качества сохранились лишь в итальянской Равенне.
«Темные века», наступившие после ухода византийцев, время появления на Балканском полуострове славян, в том числе и хорватов.
На территории Хорватии сохранилось около полутора десятков памятников архитектуры раннего Средневековья (всего их было построено раз в десять больше). Основной строительный материал в это время – грубо отесанный камень («ломленац»). Кладка обычно покрывалась снаружи и изнутри толстым слоем штукатурки; стена при этом оставалась неровной, как бы вылепленной вручную, что придает этой суровой и простой архитектуре особое обаяние.
Для раннесредневековой архитектуры Хорватии характерно большое разнообразие типов церковных зданий: строгий канон еще не сложился, и зодчие относительно свободно экспериментировали с различными формами, объемами и размерами.
Церковь св. Креста в Нине (ок. 800 года) – один из наиболее интересных образцов архитектуры «темных веков», который иногда называют «самым маленьким собором в мире». Крошечное центрическое здание демонстрирует довольно редкую архитектурную схему: к высокой ротонде, увенчанной куполом, пристроены с четырех сторон прямоугольные приделы; в плане получается равноконечный крест с вписанным в него кругом.
К восточному, алтарному приделу добавлены две апсиды, над западным фасадом возвышается звонница. Интересная особенность храма – особо тщательный расчет, с которым расположены оконные и дверные проемы: это сделано с учетом положения солнца в разное время дня и даже разное время года.
Церковь Спасителя на реке Цетине (начало IX века) своими мощными полукруглыми контрофорсами напоминает крепость.
Сходство с оборонительным сооружением усиливает и высокая колокольня, игравшая в древности роль наблюдательной башни.
Церковь св. Доната в Задаре (начало IX века) сейчас носит имя своего основателя, влиятельного епископа и государственного деятеля, игравшего важную роль в дипломатических связях Карла Великого и византийских императоров.
Епископ Донат побывал и в Ахене – одной из столиц Карла, и в Константинополе, и церковь в Задаре демонстрирует черты как каролингской, так и византийской архитектуры. Св. Донат славится исключительной акустикой, и в церкви почти ежедневно устраиваются концерты классической музыки.
Алтарные преграды и оконные ниши храмов этой эпохи часто украшаются так называемой «плетенкой» (pleter). Это очень распространенный мотив в искусстве варварских племен эпохи великого переселения народов (историки иногда даже называют его «варварской плетенкой»), однако для Хорватии плетер стал подлинно национальным символом.
В церкви св. Михаила в городе Стон недалеко от Дубровника сохранилась фреска XI столетия, изображающая основателя церкви – сербского короля Михайлу Воиславича.
Особый интерес связан с тем, что этот портрет, судя по всему, сделан местным, а не византийским мастером.
«Вокруг света. Хорватия» Москва, 2011 г.
Добавить комментарий