С приходом греков, а затем и римлян западное побережье Адриатического моря, омывающего берега Хорватии, стало одним из важнейших очагов высокой античной культуры.


Римская Далмация была в числе богатейших провинций империи. На побережье страны выросли десятки городов, многие из которых до сих пор сохраняют планировку, восходящую к структуре римского военного лагеря: на пересечении проложенных под прямым углом главных улиц располагается квадратная или прямоугольная центральная площадь – бывший форум.

хорватская архитектура, римская архитектура

 

Сегодня дворец Диоклетиана I – самый интересный городской квартал. Средневековые пристройки изменили первоначальный замысел архитектора до неузнаваемости. Как менялся облик этого сооружения на протяжении веков, можно проследить на информационных щитах, установленных у входа в подвальные помещения. Именно отсюда, со стороны набережной, лучше всего входить на территорию дворца. Через длинную подвальную галерею, в которой торгуют сувенирами, попадаем в перистиль – живописный, монументальный внутренний двор с колоннами.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Дворец Диоклетиана построен около 300 года. Дворец в плане прямоугольный. Во каменном дворце было 16 башен (на западной, северной и восточной сторонах). Архитектурные украшения и облицовочный мрамор поступали в основном из Египта. Оттуда же привезено большинство украшений: сфинксы, колонны из древнеегипетских храмов, сделанные из гранита, порфира и мрамора.

Северная стена сохранилась почти по всей длине, а римская кладка сохранилась здесь до уровня второго этажа.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Середину фасада украшают монументальные Золотые ворота. Над входом находятся ниши, в которых, видимо, стояли скульптуры императора Диоклетиана и остальных тетрархов: соправителя Максимиана, цезарей Максимиана Галерия и Констанция Хлора.

Хорошо уцелела северо-западная угловая башня, в период раннего Средневековья переделанная в церковь Св. Петра, а ныне отреставрированная. Такая же северо-восточная башня была перестроена под жилые помещения.

Восточная стена сохранилась почти по всей длине, но поздние пристройки сильно исказили ее внешний вид. В наши дни проведены археологические исследования и реставрация, в результате которых удалось приблизительно восстановить прежний вид.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Восточные ворота (Серебряные) формой напоминают северные, но гораздо скромнее по композиции и украшениям. В течение столетий они несколько раз перестраивались и замуровывались. Современный вид приобрели в результате реконструкции в конце 1940-х годов.

Западная стена дворца сохранилась хуже всего, так как город расширялся именно в западном направлении и стену пришлось частично снести.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Западные (Железные) ворота в Средние века соединяли комплекс дворца с новыми кварталами. В V веке над барельефом богини Победы изобразили крест, что считается первым знаком проникновения символики христианства на территорию дворца.

Южный фасад дворца существенно отличался от остальных, так как его омывало море. В середине находятся небольшие Бронзовые ворота, к ним приставали галеры.

Внутреннее пространство дворцового комплекса поделено двумя пересекающимися главными улицами. Поперечная улица соединяет Восточные и Западные ворота, а продольная соединяет Северные ворота с Южными. В северной части размещались жилые здания разных эпох, среди которых были жилища дворцовой охраны и большой жилой комплекс для слуг и солдат, а в южной – императорская резиденция, храмы и мавзолей.

Императорские покои Диоклетиана занимали южную четверть здания и размещались на двух этажах. Нижний этаж, так называемые подвалы Диоклетиана, на самом деле был системой опорных помещений, построенных для того, чтобы выровнять разные уровни конструкции, «понижающейся» к морю. К сожалению, почти весь второй этаж уничтожен еще в Средние века. Сохранился лишь вестибюль.

По конструкции снаружи это четырехугольник, а внутри – круг, расчлененный нишами и накрытый купольным сводом. Верхняя часть купола рухнула, отчего все помещение производит совершенно фантастическое впечатление: крошечные люди, забредшие внутрь, попадают под огромное «око», обращенное к небу.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Подвалы Диоклетиана – наиболее полно сохранившаяся часть дворца. Залы перекрыты мощными бочкообразными сводами. До 1945 года нижний этаж был засыпан щебнем и строительным мусором. Открыть его для посещения удалось в результате многолетних раскопок, проводившихся с 1955 года. Самый большой зал соединяет набережную с перистилем.

Перистиль – это один из самых впечатляющих архитектурных шедевров не только дворца, но и всего восточного Адриатического побережья. Сравнительно большое пространство с трех сторон окружено колоннами. Площадь перистиля несколько ниже уровня окружающих его улиц. Таким образом была нивелирована разница между высотой северной половины дворца и двухэтажной императорской резиденцией. Перистиль обеспечивал подход к резиденции Диоклетиана с южной стороны, а с восточной связывал ее с мавзолеем императора.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

На южной стороне установлены четыре изящные коринфские колонны, несущие треугольный фронтон и формирующие протирон – монументальное преддверие императорской резиденции. Между срединными колоннами протирона находилась огороженная ложа императора, в которой он появлялся в особо торжественные моменты. Есть версия, что весь перистиль был построен в культовых целях и служил для поклонения императору как божеству. Ныне пространство перистиля используется как сцена для театральных спектаклей и музыкальных представлений.

Мавзолей Диоклетиана, сегодня кафедральный собор Сплита, расположен к востоку от перистиля в прямоугольном дворе, огороженном высокой стеной. Внешний коридор образуют колонны, поставленные вокруг восьмигранного здания и накрытые каменным сводом.

хорватская архитектура, римская архитектура, мавзолей Диоклетиана I

Несмотря на многовековые христианские службы, и в наши дни храм выглядит как языческий мавзолей периода поздней Римской империи. На фризе под куполом можно рассмотреть рельефные портреты Диоклетиана и его супруги Приски, обрамленные лавровыми венками и поддерживаемые купидонами. Там же – сцена охоты – характерный для загробного культа мотив. Изначально купол был покрыт мозаикой, однако она не сохранилась. В центре мавзолея помещались порфировые саркофаги императора и его жены, уничтоженные в VII веке. Под мавзолеем находится круглая крипта, позже переделанная в церковь Св. Луции.

После утверждения христианства в качестве официальной религии бывший мавзолей превратился в собор Св. Девы Марии, а затем был освящен в честь Св. Дуе (Домниус, правосл. Домн), первого епископа Салоны, покровителя Сплита, принявшего мученическую смерть в конце III или начале IV века. Согласно местной традиции считается, что он был учеником самого апостола Петра. Таким образом обосновывается идея апостольского происхождения сплитской церкви.

Один из самых ценных шедевров христианской эпохи можно увидеть при входе в храм. Это гравированные деревянные дверные створки в романском стиле. На каждой створке изображено по 14 сцен из жизни Христа: на левой – сцены детства Иисуса и его земного пути от Благовещения до Воскрешения Лазаря, на правой – изображения Крестных мук, Воскресения и Вознесения.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I, ворота

Все изображения оформлены сложным орнаментом: лентами, переплетенной виноградной лозой, птицами, клюющими виноград, фантастическими существами и т.п. Гравированные створки – один из немногих уцелевших в Европе памятников подобного рода.

Слева от входа в собор установлена богато украшенная шестигранная каменная кафедра, выполненная в позднероманском стиле (XIII-XIV века).

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

В юго-восточной нише собора помещен алтарь Св. Дуе, состоящий из древнехристианского саркофага и дороманской плиты с орнаментом из вьющихся лент. Над ними скульптор Бонино из Милана в 1428 году создал новый алтарь в духе поздней готики.

В северо-восточной нише помещен алтарь Св. Сташа – шедевр готическо-ренессансного стиля, украшенный экспрессивным рельефом «Бичевание Христа». Северный барочный алтарь также посвящен Св. Дуе. На алтарном покрывале изображена сцена мученической смерти первого епископа Салоны. Главный алтарь собора выполнен в стиле барокко. В ризнице хранятся драгоценные ковчеги с мощами святых, средневековые книги и рукописи по истории церкви, иконы и другая церковная утварь.

В баптистерии (храм Юпитера в римскую эпоху), расположенном напротив собора с западной стороны, заслуживает внимания белокаменная крестовидная купель (XI-XII века).

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Интересны также саркофаги архиепископов Иоанна из Равенны (Ивана Равеннанина) и Ловро (XI век), а также бронзовая статуя св. Иоанна Крестителя.

Колокольня построена на месте римской простазы, входной площадки. После реконструкции, проведенной в XIX веке, от подлинных украшений сохранились два льва у входа в колокольню.

хорватская архитектура, римская архитектура, дворец Диоклетиана I

Остальные уцелевшие оригинальные скульптуры хранятся в Музее города Сплита. С колокольни открывается отличная панорама и вид на вестибюль с рухнувшим куполом.

В юго-западной части перистиля находится готически-ренессансное палаццо, в основании которого в 1957 году обнаружены остатки храма Кибелы эпохи императора Диоклетиана. В северо-западной части разместилось палаццо Грисогоно-Ципци (XV-XVI века), богатейшего аристократического рода Сплита. Дворец словно врос в западную колоннаду перистиля. На первом этаже представлены элементы цоколя храма Венеры и романской ложи с колоннами, капителями и арками.

Диоклетиан I

 

«Вокруг света. Хорватия» Москва, 2011 г.

Поделиться в социальных сетях: