В отличие от романики, искусства монастырей и больших городских соборов, хорватская готика – это искусство городской знати.


Готика проникает в Далмацию сравнительно поздно, в XIV столетии, причем из Венеции были позаимствованы в основном лишь декоративные формы готики, которые «накладывались» на романские конструкции. В отличие от многих других европейских стран, это художественное течение не сложилось в законченный архитектурный стиль.

хорватская архитектура, готика

Образец ранней готики – церковь Францисканцев в Пуле (1285 год) с ее витражами и деревянным нервюрным сводом. Еще один образец – собор в Загребе, законченный уже в XVI столетии и впоследствии не раз перестраивавшийся. Другие памятники готики – церковь св. Марка в Загребе с ее резными деревянными вратами (XV век). Большее распространение готика получила на севере Хорватии, в частности, в Загребе.

Палаццо Спонза, одно из немногих уцелевших во время землетрясения 1667 года, построено по проекту местного архитектора Паское Миличевича Михова. Строительство, начатое в 1516 году, было продолжено братьями Андриич из известного семейства строителей с острова Корчула.

Это одно из немногих готических сооружений в Европе, которое не имеет религиозного предназначения.

хорватская архитектура, готика, палаццо Спонза

Сначала в здании дворца была таможня. В одном крыле здания размещался монетный двор (XIV век), чеканивший монеты до падения республики в 1806 году.

В конце XVI века в палаццо Спонза собиралась «Академия согласных», объединение высокообразованных горожан. Здесь проводились литературные чтения и научные дискуссии. Сегодня в здании дворца разместился Государственный архив Дубровника.

Доминиканский монастырь (XIV-XVI века) расположен в восточной части города. Он окружен городскими стенами и мощной крепостью Ревелин. Строительство комплекса началось в 1301 году и продолжалось около двухсот лет.

хорватская архитектура, готика, доминиканский монастырь

Богато украшенный внутренний дворик – образец «далматинской цветочной готики» второй половины XV века.

хорватская архитектура, готика, доминиканский монастырь

хорватская архитектура, готика, доминиканский монастырь

Музей располагает обширной коллекцией живописи XIV-XX веков. Готическая сакристия построена в конце XV века мастером из Дубровника П. Миличевичем. Миланский мастер Бонино выполнил богато украшенный южный портал.

Церковь Св. Марка была заложена в романском стиле еще в XIII веке, позже здание (первое письменное упоминание о нем относится к 1256 году) приобрело готические формы при кардинальной перестройке в середине XIV – начале XV веков.

хорватская архитектура, готика, церковь св.Марка

Особого внимания заслуживает южный портал работы пражских мастеров из знаменитого семейства Парлеров с 15 статуями в неглубоких нишах.

хорватская архитектура, готика, церковь св.Марка

В 1936-1938 годах убранство церкви было обновлено скульптором Иваном Мештровичем. Его работы – распятие над главным алтарем, фигура «Оплакивание Христа» и серебряный крест в северной апсиде, «Хорватская Богородица» в южной апсиде.

Ставшая одним из главных городских символов разноцветная черепичная крыша церкви – идея австрийского архитектора Германа Болле.

Во время реконструкции в конце XIX века на ней были выложены гербы Загреба (справа) и Хорватии (слева). Хорватский герб состоит из трех частей, которые символизируют бывшие провинции: Далмацию (вверху справа), Хорватию (вверху слева) и Славонию (внизу).

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии  (XIII-XV века) – крупнейший в Хорватии готический собор. От средневековой романской церкви Св. Степана, некогда стоявшей на этом месте и разрушенной в период монгольского нашествия (1242 год), сохранились лишь отдельные фрагменты.

хорватская архитектура, готика, кафедральный собор Вознесения Девы Марии

Готический фасад относится к началу XX века, когда храм отстроили после землетрясения 1880 года.

хорватская архитектура, готика, кафедральный собор Вознесения Девы Марии

В сакристии собора – фрески XIII века, древнейшие в северной Хорватии. В хоре – ренессансные скамьи, мраморные барочные алтари и кафедра. Авторство алтарного триптиха в сакристии приписывают молодому Альбрехту Дюреру.

 

«Вокруг света. Хорватия» Москва, 2011 г.

Поделиться в социальных сетях: