Приморские города Хорватии в полной мере ощутили на себе ренессансное влияние Венецианской республики.
Венеция была одним из главнейших очагов итальянского Ренессанса, и неудивительно, что искусство Возрождения оставило особенно глубокий след в приморских городах, которые в конце XV – начале XVI века имели самые тесные связи с Венецианской республикой.
В эту эпоху складывается городской ансамбль Дубровника с его мощными укреплениями, общественными лоджиями и венецианскими фонтанами на площадях.
Собор Св. Якова в Шибенике демонстрирует явные черты архитектуры венецианского Ренессанса: стройный фасад, украшенный пилястрами.
Кафедральный собор Св. Якова на площади Трг Републике Хрватске (Trg Republike Hrvatske) включен ЮНЕСКО в 2000 году в Список всемирного наследия.
Собор строился более ста лет – с 1432 по 1536 год. При его строительстве соблюдены почти идеальные пропорции: высота здания до макушки купола – 38 метров, что соответствует длине от алтарной апсиды до западного фасада. Благодаря таким пропорциям собор оставляет впечатление монументальности, но в то же время удивительной легкости и изящества.
Это единственный в Европе собор, построенный из цельных каменных плит по технологии, разработанной Николо Флорентинцем.
Каменные рельефы для центрального, западного, и бокового, северного, порталов изготовил итальянский скульптор Бонино из Милана (другие его работы можно увидеть в Корчуле, Сплите и Дубровнике). Однако Бонино умер от чумы в 1492 году, так и не завершив работу.
Дальнейшее изготовление скульптур поручили Юраю Далматинцу, уроженцу Задара.
К тому времени задуманный первоначально простой трехнефный храм превратился в сложную комплексную постройку, в облике которой сочетались готические и раннеренессансные черты. Юрай Далматинец уделил особое внимание отделке западной части храма, пресвитерию и апсиде. Все пространство апсид храма опоясано каменным фризом, украшенным 71 головой в натуральную величину.
Все изображения индивидуальны, поэтому, как отмечают исследователи храма, можно с уверенностью сказать, что перед нами предстает уникальная портретная галерея эпохи Раннего Возрождения, выполненная в камне.
После смерти Юрая Далматинца строительством собора руководил Николо Флорентинец. Ему принадлежат статуи св. Михаила над фронтоном северного трансепта, св. Якова над главной алтарной апсидой, св. Марка над фронтоном южного трансепта и изображение Благовещения с обеих сторон полукруглого фронтона южного трансепта. Вершину купола зодчий украсил фигурой позолоченного ангела.
Напротив собора расположено здание ренессансной ратуши (1533-1542 годы), выполненной в виде двойной лоджии: просторная галерея с полукруглыми арками на уровне первого этажа, второй этаж расчленен колоннами, которые в нижней части связывает каменная балюстрада, перерастающая в красивый балкон посередине.
Во время бомбардировок Шибеника в 1943 году ратуша была почти полностью разрушена. Восстановлена после окончания военных действий.
Портал собора Св. Ловро в Трогире украшен резьбой по камню и круглыми окнами, увенчанный трехлопастным фронтоном.
Таким образом, на вторую половину XV века приходится расцвет ренессансной скульптуры: над убранством шибеникского собора работает Юрай Далматинец, капеллу собора в Трогире украшает рельефами и статуями Никола Флорентинац.
«Вокруг света. Хорватия» Москва, 2011 г.
Добавить комментарий