Мода является отражением душевного состояния, способом самовыражением, помогает показать себя с лучшей стороны. Женщины по всему миру во все времена хотели выглядеть привлекательными, в том числе и русские дворянки.


В 1865 году в Петербурге открылся первый русский Дом Haute Couture Бризак, который был основан французскими эмигрантами. Там одевался императорский двор, и вскоре наряды с этим грифом стали самыми престижными в Восточной Европе.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, Чарльз Фредерик Ворт

Чарльз Фредерик Ворт

Властелином дам со всего мира стал парижский кутюрье Чарльз Фредерик Ворт – придворный портной Евгении, супруги Наполеона III. Ворт придумал платья с очень пышными юбками. Это была эра кринолинов – нижних объемных юбок из льна, переплетенного с конским волосом. В конце 1850-х годов благодаря изобретению стальной проволоки возник легкий кринолин из тонких обручей, который складывался, как гармошка. В конце 1860-х годов объем юбок достиг предельной ширины. Талия, напротив, сузилась.

Мода русских дворянок XIX-XX веков

В женском гардеробе по-прежнему важное место занимали кружевные накидки, пелерины и жаккардовые шали. Росло число предприятий, их производящих. Торговый дом Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова стал выпускать знаменитые Павлово-Посадские набивные платки.

Планету в этот период сотрясали войны и революции. Парижская коммуна 1870 года закончилась свержением Наполеона III и провозглашением Третьей республики. Буржуазное общество продолжало бурно развиваться, росли города. Вместо карет появился первый общественный транспорт – конка, которая передвигалась по рельсам помощью конных экипажей. Носить объемный кринолин стало неудобно, поэтому Чарльз Фредерик Ворт предложил вместо него турнюр.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, турнюр

Для придания выпуклости ягодицам под платье ниже талии прикреплялось специальное приспособление. Карикатуры на новую юбку не сходили со страниц журналов. Женщин рисовали в виде гусынь.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, карикатура

Впрочем, новинки вскоре прижились во всем мире и в России тоже.Турнюр постоянно менял свою конфигурацию: сначала он был в виде подушечки-полумесяца, потом стал очень узким, затем огромным.

В середине столетия набрало силу движение славянофилов, которые критически относились к подражанию западным веяниям. Широко пропагандировалась допетровская русская одежда. Зародился стиль «а-ля рюс». Турнюр заменяется бантом или небольшой драпировкой. Рюши, оборочки, воланы, цветы, кружева, бахрома – все это могло сочетаться в одном платье.

В период правления Александра III Россия не вела ни одной войны, и государя называли Миротворцем. Страна переживала бурный экономический рост. Русский стиль утверждался в музыке, живописи, архитектуре. В торжественной обстановке были открыты Верхние торговые ряды. Это был огромный комплекс – с подземной торговой улицей. Под стеклянные крыши этого дворца торговли приходили целыми семьями, чтобы полюбоваться одним из самых современных и изящных зданий в Москве. Здесь продавалось все – заграничные и отечественные новинки, обувь, шляпы и одежда, предметы для дома, от крупных вещей до бытовой мелочи.

В этот период наблюдается упрощение формы женского костюма: исчез турнюр, его заменил трен – длинное заднее полотнище женской юбки. Ритм жизни влиял на моду: именно в это время в женском гардеробе появилось много действительно удобных вещей – дорожные костюмы с жакетами, комплекты (блузки с юбками), пальто. Головные уборы превратились в маленькие шляпки, прикрывавшие вычурные прически.

Мода русских дворянок XIX-XX веков

Желание одеваться роскошно и красиво привело к тому, что в России стали открываться модные дома, салоны и мастерские, где шили вещи на заказ. В 1885 году в Москве открылась мастерская Надежды Ламановой – выдающейся русской портнихи. Ее модели пользовались огромной популярностью, и очень скоро она стала поставщиком императорского двора. Она одевала в роскошные туалеты знатных дам двух столиц и соперничала с лучшими модными домами Парижа.

В истории России 1890-е годы характеризуются промышленным подъёмом, что способствует смене моды в конце века. Происходит изменение в женском костюме, вторгается в моду стиль модерн, который характеризуется мягкой юбкой, плавно расклешённой к низу, напоминающая раскрытый цветок лилии, утянутой талией, корсажем и воротником-стойкой на костях. В это время становятся популярными пастельные тона. Поклонницей данного стиля становится императрица Александра Фёдоровна. Именно ее вкусы оказывают большое влияние на предпочтения двора и аристократии.

Мода русских дворянок XIX-XX веков

Зимой носят шубы и ротонды. Меняются только их крой и стиль отделки. Зимние вещи делали чаще тёмных цветов. Самыми полюбившимися были чёрные, тёмно-синие, тёмно-зелёные и тёмно-фиолетовые ткани. Украшают их часто чёрными стеклярусными орнаментами, дававшими красивый блеск на морозе.

В начале XX века появляются женские костюмы для плавания. В костюме для купания, с корсетом надевались шаровары с обязательной шляпой или огромным чепчиком. Зародилось движение женщин, которое выступало за упрощение женского костюма, в том числе отмену корсета. Но все же эта идея долго не воплощалась в жизнь, так как талия также утягивалась до 42-45 см.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, купальный костюм

Русские женщины тех лет не загорали, так как загар считали признаком простолюдинок, которые работали в поле. Женщины пудрились светлой рисовой пудрой, стремясь к эффекту болезненно-бледного вида.

Это была эпоха длинных волос. В моде были рыжеватые шатенки с длинными блестящими волосами, которые укладывались в сложные прически.

Такие ткани, как лен, бархат и шерсть в темных и бледных пастельных тонах использовались для повседневных платьев. Популярны были различные орнаменты, декор тесьмой, лентами, бантами, кружева. Для пошива вечерних платьев использовались такие ткани, как шелк, муслин, сатин, крепдешин. Данные платья имели часто глубокое декольте. Очень ценились украшения из жемчуга.

Поль Пуаре стал первым дизайнером, который разработал женский костюм без корсета. Просторное «пальто Конфуция» прямого кроя было представлено им в 1903 году. В этом же году танцовщица Айседора Дункан вышла на сцену в свободном полупрозрачном платье-пеплос без корсета.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, Айседора Дункан в платье-пеплос

Айседора Дункан в платье-пеплос

В 1906 году Поль Пуаре предложил «эллинистический» стиль одежды, который также не требовал ношения корсета. Пуаре вновь вернул в Высокую моду завышенную талию. В 1906 году он предложил фасон «Лола Монтес», в 1907-м – платье в стиле эпохи Директории. К первому десятилетию XX века относится еще одно «изобретение» Поля Пуаре – знаменитая «хромающая» юбка. Созданная в 1910 году, она получила свое прозвище из-за очень узкого силуэта, заставлявшего женщин передвигаться мелкими шажками. Стянутая манжетой, юбка была неудобна. В моду такая непрактичная модель вошла благодаря актрисе Цецилии Сорель. «Хромающую» юбку Поль Пуаре придумал именно по ее просьбе, а светские дамы, пристально следившие за столичными знаменитостями, не захотели упускать новинку.

Мода русских дворянок XIX-XX веков, «хромающая» юбка

«Хромающая» юбка

Первая мировая война 1914 года ввергла в бедствия почти все страны Европы. Мобилизация мужчин и нехватка рабочих рук заставила женщин освоить чисто мужские профессии. Мужские профессии вынудили женщин спрятать в чепчики длинные волосы, сузить широкие рукава и юбки. Требовалась практичная одежда: дамы стали носить платья простого кроя и укороченные юбки. Важнейшей деталью гардероба стал традиционный приталенный костюм.

Поль Пуаре после Первой мировой войны перестал быть модным: его модели были слишком вычурны для нового времени. Великий кутюрье не смог приспособиться к демократизации моды. В 1915 году на короткое время мода становится фривольнее, появляется так называемый «военный кринолин». Это была юбка длиной до икр из невероятного количества материи, которая надевалась поверх нескольких нижних юбок и напоминала кринолин начала века. Как и вышедший из моды обычный кринолин, военный кринолин вызывал множество насмешек и спустя два года был забыт. Длина юбок осталась прежней, но они снова стали прямыми.

Российские дворянки старались следовать законом моды, несмотря на то, что модная индустрия развивалась очень стремительно в мире, а затем новинки достигали и Россию.

До 1903 года женщинам приходилось носить корсеты, что вызывало много неудобств, так как корсеты стягивали талию до 35-40 сантиметров. Но в начале XX века становятся популярны идеи Поля Пуаре, который в 1903 году представил просторное пальто. Его изделия не требовали ношения корсетов.

 

Кострыгина Н.А., Павлова Ю.Б. «Мода Петербурга XIX – начала XX века», 2014 г.
Васильев А.А. «История моды», 2012 г.

Поделиться в социальных сетях: