Основы образования женщин были положены в царствование Екатерины II, когда по ее указу был учрежден первый женский институт – «Воспитательное общество благородных девиц» – Смольный институт. Вслед за ним были учреждены и другие учебные заведения.


Институты давали среднее образование и более половины столетия были единственными рассадниками женского просвещения в России, но в 1858 году, в эпоху предшествовавшую освобождению крестьян и богатую просветительными идеалами и попытками, были открыты всесословные и общедоступные школы-гимназии. Преобразованное общество вполне осознавало необходимость дать женщине образование и воспитание.

В институтах обучение длилось шесть лет, и это период был разделен на два класса.

Предметами воспитания были, согласно положению 1827 года, нравственность, основанная на законе Божьем, необходимые науки, рукоделие, понятие о домашнем хозяйстве и порядке.

Девушек обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью, чтобы они были хорошими хозяйками и матерями. Но главной целью воспитания было – образованность, эстетическая развитость девушки.

В 1837 году в Вильно, Витебске, Минске, Гродно, Белостоке, Киеве, Житомире, Ровно и Каменец-Подольске строились образцовые пансионы, для того чтобы компенсировать недостаток учебных заведений для образования девушек в западном крае. Содержательницами таких пансионов назначались русские и преимущественно бывшие воспитанницы институтов. Под пансионы отдавались здания заштатных римско-католических монастырей. Устройство образцовых пансионов не достигло поставленной цели, так как содержательницы смотрели на пансионы как на частную собственность.

Женские институты, пансионы и домашнее образование XIX-XX веков

Институт благородных девиц в Киеве

Учебный курс определялся в четыре года. В пансионе должны были преподавать: закон Божий православного и римско-католического, русский, французский, немецкий и польский языки, всеобщая история и география на французском, арифметика, русская история. Также преподавались чистописание, рисование, танцы и рукоделие. По окончании полного курса выдавались воспитательницам свидетельства на право обучать в частных домах чтению и письму на русском и иностранных языках, арифметике.

Особенность частных пансионов выражалась в том, что девушки были изолированы от жизни вообще, преподавание велось так, что предметы не были связаны с жизнью, разрешалось читать только учебники и Священное писание, жития святых, большинство частных пансионов содержали иностранцы, поэтому обучение было в ущерб русской культуре. Часто выпускники этих пансионов даже плохо говорили по-русски.

В 1844 году комитет по пересмотру уставов женских учебных заведений обсудил вопрос о женском воспитании. Целью ставили – «образование хороших жен и полезных матерей». В 1845 году комитет представил проект разделения всех женских учебных заведений на четыре разряда, сообразно с происхождением воспитательниц.

  • К первому отделению первого разряда комитет относил воспитательное Общество благородных девиц. Полагалось, что воспитательницы Общества принадлежат к высшему дворянству.
  • Второе отделение первого разряда, с несколько сокращенной программой в сравнении с Обществом, но воспитанницы получали приличное дворянское образование, состояло из двух училищ ордена св.Екатерины и институтов: патриотического, харьковского, одесского, казанского, киевского, белостокского, закавказского, могилевского, полтавского, Александринского в Тамбове и Александринского в Пулавах. Ко второму разряду были причислены: 1-ое отделение Павловского института, оба Александринского училища, московский и симбирский Дом Трудолюбия, астраханский институт и девичий восточной Сибири.
  • В заведениях третьего разряда было положено преподавать лишь то, что необходимо бедным детям. В этот разряд входили: Александринский сиротский дом, солдатское отделение Павловского института, два училища солдатских дочерей полков лейб-гвардии, одесское городское училище, киевское училище для бедных девиц графини Левашевой, николаевское и севастопольское училища для дочерей нижних чинов черноморского флота, оренбургское девичье училище, иркутский сиропитательный дом, школы патриотического Общества, кронштадтский сиротский дом.
  • Четвертый разряд составляли специальные заведения: сиротские институты Воспитательного дома в Петербурге и Москве, Александринский сиротский институт и повивальные училища – петербургское и московское.

Домашнее образование и воспитание получала значительная часть дворянских детей. Этот вид образования был популярен среди дворян и духовенства. Представители привилегированных сословий проживали в основном в поместьях, вдали от городов – центров сосредоточения общеобразовательных учебных заведений. Домашнее образование отвечало уже устоявшейся традиции воспитания.

Таким образом, для повышения уровня образования дворянских девушек открывались различные образовательные учреждения. Одним из первых был открыт Смольный институт еще при Екатерине II, затем появляются частные пансионы, которые давали образование ничуть не хуже институтского.

Женские институты, пансионы и домашнее образование XIX-XX веков, смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц

Также, можно сказать, близким по духу дворянскому сословию было домашнее обучение дворянских детей, в том числе и девочек. Обучение на дому нисколько не уступало в качестве образованию в образовательных учреждениях: учителя обучали девушек иностранным языкам, музыке, этикету и многому другому. Большую роль в домашнем образовании играла гувернантка, которая везде сопровождала молодую девушку дворянского происхождения.

 

Рыбаков А.Е. «Домашнее воспитание девушки-дворянки», 2009 г.
Овцын В. «Развитие женского образования», 1887 г.
Лихачева Е.О. «Материалы для истории женского образования в России», 1899 г.

Поделиться в социальных сетях: