Театр и бал является важнейшей составляющей культурной жизни русской дворянки. Девушек приучали к искусству с самых ранних лет, они посещали театры и балы в сопровождении гувернанток.


В театрах ставились различные пьесы, в том числе и пьесы Шекспира. Дирекция императорских театров придерживалась классицистического направления, лидером которого был Петр Каратыгин. Михаил Семенович Щепкин играл в Малом театре и был основоположником русской актерской школы. А в Александровском театре служила Варвара Асенкова, которая являлась первой исполнительницей роли Софьи в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

театр и бал в России

Классические театральные постановки и игра великолепных актеров способствовали воспитанию и образованию юных дворянок.

Балы были официально введены Петром I Великим в 1717 году. Однако бал со второй половины XIX века играет меньшую роль, чем раньше. Во второй половине XIX века устраивались в основном небольшие танцевальные вечера. Бал почти забыт в начале XX века. Последний придворный бал состоялся в Санкт-Петербурге в 1903 году.

Для дворянского сословия бал являлся своеобразным общественным действом, формой социальной организации дворянского сословия. Бал имел большое значение, так как на нем совершались сделки, завязывались романы, здесь составлялось общественное мнение о человеке. А танцы определяли и стиль общения, и манеру разговора.

В большой свет девушек вывозили с 16-17 лет. К этому времени девушка умела танцевать и правильно вести себя в специфической обстановке бала. Первый бал был очень важен для юной девушки, в нем она участвовала уже на правах взрослой и должна была заявить о себе, начать завоевание положения в свете.

Театр и бал в жизни русской дворянки XIX-XX веков, воспитание русской дворянки

Бал требовал от хозяина больших материальных затрат. Он проходил в просторной зале и во вспомогательных помещениях: гостиных, комнатах для курения, буфете. Обязательным условием был оркестр. Придворный бал могли организовать только влиятельные и богатые люди. На придворные торжества допускались только высшая аристократия, придворные и высшие офицеры.

Вместе с гостями на бал являлись сопровождающие лица, которых гости представляли хозяевам, и таким образом завязывались новые знакомства. Отказ от приглашения на придворное торжество был равносилен оскорблению самого императора. Затруднительно было отказаться и от частных приглашений, так как отказ надлежало обосновать в крайне вежливой форме.

Когда прибывали на место, гости отдавали верхнюю одежду лакеям, затем проходили внутрь и здоровались с хозяевами, которые встречали их при входе в залу. Если были приглашены члены императорской фамилии, то вечер начинали до их прибытия, которое вполне могло задержаться на пару часов. Все это время гости были предоставлены сами себе.

Праздник открывался полонезом. Направление движения задавала первая пара. Если присутствовал император, то он стоял в первой паре с хозяйкой дома, а за ними следовал хозяин с самой главной гостьей. За полонезом следовала кадриль. Иногда кадриль могла заменять первый торжественный полонез. Все фигуры также задавал танцор, идущий в первой паре. За кадрилью следовал вальс. Он вошел в моду в самом конце XVIII – начале XIX века и сразу завоевал прочное положение. Пара в вальсе представляло замкнутое пространство. Именно во время этого танца было удобно вложить записочку в руку избранника. Старшее поколение видело в вальсе танец непристойный или излишне вольный. После вальса была мазурка, в которой танцор мог проявить все свое мастерство. Сначала в моде была лихая, бравурная манера исполнения этого танца, позже она сменилась на французскую, «любезную», затем в моду вошел английский стиль исполнения. Завершался бал котильоном – самым непринужденным и свободным танцем. Это был танец, который совмещал в себе элементы мазурки, вальса, польки и кадрили. Но главный принцип танца оставался: все пары повторяют действия первой.

Ю.М. Лотман отметил: «Танцы служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы».

Светский человек должен был уметь вести занимательный и острый разговор, ценились оригинальные ответы. После бала мог быть ужин или легкая закуска во время самих танцев были непременным атрибутом праздника. Гостей угощали и чаем, и кофе, и миндальным молоком, и медом, и вареньем. Мужчинам могли подавать пиво и вино.

Во время приема пищи были тоже особые правила. К столу кавалеры должны вести дам, порядок пар определялся чином и положением кавалера. Блюдом сначала обносили самых важных гостей, и если хозяин неверно рассчитал количество угощения, то сидящие на дальнем конце стола гости могли остаться голодными.

К подготовке бала причастны все слои русского общества. Были задействованы декорирование, создание одежды, музыкальное и танцевальное искусство, кулинария, инженерная мысль.

Бал и театр являлись неотъемлемой частью дворянской жизни, они занимали очень большое количество времени.

Бал для дворянских девушек был неким проводником в высшее общество.

На нем девушки пытались показать все свои лучшие качества: умение вести беседы, знание языков. Бал помогал найти новые знакомства. Театр способствовал эстетическому воспитанию дворянок, образовывал и являлся развлечением.

 

Демирова Н.И. «Русский бал», 2009 г.
Захарова О.Ю. «История русских балов», 1998 г.

Поделиться в социальных сетях: