Приморские города Хорватии в полной мере ощутили на себе ренессансное влияние Венецианской республики.


Венеция была одним из главнейших очагов итальянского Ренессанса, и неудивительно, что искусство Возрождения оставило особенно глубокий след в приморских городах, которые в конце XV – начале XVI века имели самые тесные связи с Венецианской республикой.

хорватская архитектура, ренессанс

В эту эпоху складывается городской ансамбль Дубровника с его мощными укреплениями, общественными лоджиями и венецианскими фонтанами на площадях.

Собор Св. Якова в Шибенике демонстрирует явные черты архитектуры венецианского Ренессанса: стройный фасад, украшенный пилястрами.

Кафедральный собор Св. Якова на площади Трг Републике Хрватске (Trg Republike Hrvatske) включен ЮНЕСКО в 2000 году в Список всемирного наследия.

хорватская архитектура, ренессанс, собор Св. Якова в Шибенике

Собор строился более ста лет – с 1432 по 1536 год. При его строительстве соблюдены почти идеальные пропорции: высота здания до макушки купола – 38 метров, что соответствует длине от алтарной апсиды до западного фасада. Благодаря таким пропорциям собор оставляет впечатление монументальности, но в то же время удивительной легкости и изящества.

Это единственный в Европе собор, построенный из цельных каменных плит по технологии, разработанной Николо Флорентинцем.

хорватская архитектура, ренессанс, собор Св. Якова в Шибенике

Каменные рельефы для центрального, западного, и бокового, северного, порталов изготовил итальянский скульптор Бонино из Милана (другие его работы можно увидеть в Корчуле, Сплите и Дубровнике). Однако Бонино умер от чумы в 1492 году, так и не завершив работу.

Дальнейшее изготовление скульптур поручили Юраю Далматинцу, уроженцу Задара.

К тому времени задуманный первоначально простой трехнефный храм превратился в сложную комплексную постройку, в облике которой сочетались готические и раннеренессансные черты. Юрай Далматинец уделил особое внимание отделке западной части храма, пресвитерию и апсиде. Все пространство апсид храма опоясано каменным фризом, украшенным 71 головой в натуральную величину.

хорватская архитектура, ренессанс, собор Св. Якова в Шибенике

Все изображения индивидуальны, поэтому, как отмечают исследователи храма, можно с уверенностью сказать, что перед нами предстает уникальная портретная галерея эпохи Раннего Возрождения, выполненная в камне.

хорватская архитектура, ренессанс, собор Св. Якова в Шибенике

После смерти Юрая Далматинца строительством собора руководил Николо Флорентинец. Ему принадлежат статуи св. Михаила над фронтоном северного трансепта, св. Якова над главной алтарной апсидой, св. Марка над фронтоном южного трансепта и изображение Благовещения с обеих сторон полукруглого фронтона южного трансепта. Вершину купола зодчий украсил фигурой позолоченного ангела.

хорватская архитектура, ренессанс, собор Св. Якова в Шибенике

Напротив собора расположено здание ренессансной ратуши (1533-1542 годы), выполненной в виде двойной лоджии: просторная галерея с полукруглыми арками на уровне первого этажа, второй этаж расчленен колоннами, которые в нижней части связывает каменная балюстрада, перерастающая в красивый балкон посередине.

хорватская архитектура, ренессанс, ратуша

хорватская архитектура, ренессанс, ратуша

Во время бомбардировок Шибеника в 1943 году ратуша была почти полностью разрушена. Восстановлена после окончания военных действий.

Портал собора Св. Ловро в Трогире украшен резьбой по камню и круглыми окнами, увенчанный трехлопастным фронтоном.

хорватская архитектура, ренессанс, собор св.Ловро

хорватская архитектура, ренессанс, собор св.Ловро

хорватская архитектура, ренессанс, собор св.Ловро

Таким образом, на вторую половину XV века приходится расцвет ренессансной скульптуры: над убранством шибеникского собора работает Юрай Далматинец, капеллу собора в Трогире украшает рельефами и статуями Никола Флорентинац.

 

«Вокруг света. Хорватия» Москва, 2011 г.

Поделиться в социальных сетях: