Динамика жизни человека, события, наполняющие ее, отношения человека с миром, успехи и падения, повороты и изгибы жизненного пути – все это семантически вбирает в себя емкое слово «судьба».


Жизненный путь человека, линия его существования есть не что иное, как суд бытия, в данном слове отражается тесная связь человека с бытием, его зависимость от бытия. Бытие вершит свой суд над человеком, и суд этот продолжается на протяжении всего существования человека.

Первые представления человечества о судьбе, характерные для архаичного сознания, содержатся в мифах народов мира, в том числе и древних славян.

Представления славян о судьбе были сконцентрированы в персонализированном, антропоморфном символическом образе богини Мокоши (Макоши).

Мокошь была единственной богиней, входившей во Владимиров пантеон наряду с божествами мужского пола. Такое ее значение как главной богини обусловлено тем, что она, воплощая архетип Великой Матери, покровительствовала счастливой судьбе, которая в традиционном аграрном обществе славян была напрямую связана с урожаем.

Макошь также ассоциировалась у древних славян с культом урожая, и что это было обусловлено аграрным характером древнеславянского, как и любого другого традиционного, социума. Макошь почитали как покровительницу именно случайной непредсказуемой судьбы, так как предсказать, какое количество урожая, составлявшего материальный базис повседневной жизни древних славян, соберет та или иная семья, было невозможным.

Итак, Макошь в представлениях древних славян отвечала за хороший урожай, от которого зависела судьба каждой семьи и каждого человека.

Интересно, что плетёные емкости для зерна и других продуктов назывались у наших предков «кошелями», а плетёный хлев для овец – «кошарой». И когда из уст славянина-земледельца, собравшего хороший урожай зерна, звучало: «это мой кошель», это означало не только указание на собранное зерно, сложенное в плетёную емкость, но и на счастливый поворот судьбы, «кошь», состоящий в хорошем урожае.

Макошь сохраняла свое значение в качестве объекта поклонения (в основном, женщин) и после христианизации Руси, хотя ее значение претерпело изменения: она перестала выступать в качестве богини, воплощающей архетип Великой матери, и стала покровительницей женского прядения.

Следы культа Мокоши сохранялись вплоть до начала ХХ века на Севере и Северо-Западе Руси.

Важным атрибутом Макоши в представлениях древних славян было также прядение. Она представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, которая любит прясть по ночам. Прядение как атрибут Мокоши аналогичен древнеиндийским представлениям о космическом ткаче, который, говоря современным языком, является конструктором мироздания.

Этимология богини связана как с водой, рекой (mok – влажный, мокрый), так и с прядением (mokos – пряденье, плетенье). При этом оба этих смысла проявляются в русских сказках, во-первых, в сюжете о ткачихе, сидящей в колодце (сочетание прядения-тканья и воды), во-вторых, в том, что мотив реки в славянских сказках проявляется как некий символ пряжи. О близости Макоши к воде говорит тот факт, что в ряде сохранившихся источников, а именно в антиязыческих поучениях, Макошь упоминается вместе с вилами, то есть славянскими русалками.

В.В. Иванов и В.Н. Топоров высказывают мнение, что символ прядения может означать умножение жизненной ткани и воспроизведение потомства, что служит основанием для отнесения Мокоши к богам, отвечающим за воспроизводство людского рода. Это подтверждается и использованием при ее описании символа воды, так как именно вода питает жизнь, является детородной влагой.

Однако прядение и воду можно рассматривать в качестве символов не только умножения жизни, но и определения жизненных линий.

Не зря божества, аналогичные Мокоши, в мифических верованиях других народов (мойры – у древних греков, норны – у древних скандинавов) изображались с прялками, на которых они плели нити человеческих судеб.

Мокошь, являясь персонализированным воплощением судьбы, понималась нашими предками как безличная справедливость. При этом Мокошь управляет не персонально судьбой человека. Она управляет судьбой всего космоса, мироздания, частью которого и является человек как космобиосоциальное существо.

Подобные представления о судьбе и месте человека в мироздании были обусловлены спецификой архаичных представлений о соотношении человека и космоса. Человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Идентификация с природой формировала уверенность во включённости персональной судьбы в «ткань мироздания».

Таким образом, в образе Мокоши сконцентрированы архаичные представления славян о мироздании и положении человека в нем, о том, что судьба человека строго определена и жизнь его бежит, словно река или нить, направление которой задает божество женского пола, аналоги которому есть в мифах других народов.

Для мировосприятия наших предков была характерна твердая уверенность в предопределенности персональной судьбы, вкрапленной в судьбу всего мироздания или космоса.

Подобные представления о судьбе являются типичными для большинства древних народов. Так, у древних греков известны представления о слепом роке, воплощенные в образах уже упомянутых мойр, у древних китайцев – представление о Воле неба как едином мировом законе, у древних индусов – представление о божественной предопределенности, выраженные в идеях кармы и реинкарнации.

 

Антипов М.А. «Судьба в мировоззрении древних славян», 2012 г.
Иванов В.В., Топоров В.Н. «К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа», 1983 г.
Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», 1994 г.

Поделиться в социальных сетях: