Переезд невесты в дом мужа, как и свадьбу, сопровождало множество своеобразных ритуалов, поверий, суеверий.


Переезд невесты в дом мужа обычно происходил на второй день свадьбы после обеда, в Нижней Лужице – в полночь или под утро, но до рассвета. Приданое невесты (мебель, белье, утварь) перево­зили или за несколько дней до свадьбы, или одновременно с невестой.

В XVIII веке невесту сразу после венчания везли в дом жениха, о чем свидетельствуют и некоторые, сохранившиеся до XX века обычаи: придя в дом, она тотчас должна была пойти в коровник. При этом она опроки­дывала специально поставленное на ее пути ведро с водой. По поверью, коровы в таком случае лучше будут доиться. Чтобы они хорошо ели, невеста должна была очистить ясли и положить в них корм.

Еще до приезда новобрачных в дом жениха приходила мать невесты  и пускала во двор черную курицу, в конце XIX века это делала сама ново­брачная. Считали, что если курица останется на дворе, то и молодая про­живет в этом доме до смерти, если же курица убежит к соседям, то и она поменяет место жительства.

В Нижней Лужице, прежде чем молодая войдет в дом мужа, ее мать накрывала огонь в очаге тигелем (сосудом из огнеупорного материала). Когда невеста, перешагивая через порог, на котором лежал топор, входила в дом, тигель снимали, и огонь в очаге вспыхивал, как бы приветствуя новую хозяйку.

Невесту приветствовали родственники жениха. Ее мать или она сама раздавала всем подарки (с пустыми руками в дом она не должна была входить), а тем временем переносили в дом ее приданое. На столе лежали хлеб и соль.

Все эти обычаи: и прикрытие огня, и хлеб-соль, и то, что невеста не должна входить в дом с пустыми руками, можно рассматривать как потускневшую форму почита­ния очага – местопребывания домашних духов.

Переезд невесты в дом мужа у лужичан в XIX-XX веках

Масло, хлеб и сыр невеста делила между бедняками. Вскоре перед домом (еще за­темно) появлялись замужние женщины селения и пением приветствовали молодую хозяйку. Их угощали пивом и вином, а новобрачная одаривала каждую свежеиспеченным хлебом.

В Верхней Лужице, когда молодая входила в дом, ее приветствовали свекор («пржиходни пап») и все семейство, ее целовали и пожимали руку. Она одаривала всех, а зрителям давала пироги и булки и поила их пивом. Когда складывали в определенное место приданое, сват опять держал речь, в которой напоминал новобрачным об их обязанностях, просил чтить родных мужа, а их – принять невестку в свою семью.

После этого во время ужина из двух-трех блюд появлялись женщины селения. Затем новобрачных вели в спальню посаженые матери, после возвращения которых гости расходились.

В первое воскресенье после свадьбы (обычно через 8 дней после нее) в доме новобрачных праздновали «млоди квас» – молодую свадьбу, в которой участвовали родители невесты и другие гости. Были снова танцы, пение, благопожелания. Молодая относила миску с мясом и хлебом в самую бедную семью.

В Верхней Лужице в ближайшее после свадьбы воскресенье молодые жены отправлялись с визитом к родителям новобрачной, где собирались ближайшие родственники, там они обедали, полдничали и вечером возвра­щались домой.

В Шлайфе в течение четырех недель после свадьбы новобрачные должны были спать на земле у дымовой трубы. Еще в начале XX века некоторые  молодожены спали на полу на соломе.

Молодая жена в первую неделю не должна была выходить за пределы своего места жительства, иначе люди скажут, что она скоро от мужа убежит, долго там не останется.

 

«Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы». Лужичане (Т.Д. Филимонова). М.: Наука, 1988

Поделиться в социальных сетях: