Местом знакомства молодежи были праздничные гулянья и посиделки в зимнее время.


Дифференциация в крестьянской среде, усилившаяся к концу XIX века, отразилась и на общении молодежи. В посиделочную группу объединялось не более 12 взрослых девушек (начиная с 16-летнего возраста). Различались посиделочные группы крестьянских дочерей и группы служанок.

Однако подобная дифференциация по­сиделок иногда оспаривается. Например, отмечается, что для конца XIX – начала XX веков нет сведений о том, что существовало две группы посиделок. Бытовали только поси­делки служанок, посиделки же крестьянских дочерей к этому времени, особенно в Верхней Лужице, трансформировались в певческие ферейны (объединения), так как прядением они уже не занимались. Поэтому, вероятно, такое разделение на группы относится к более раннему времени.

Баутцен

Баутцен – центр Верхней Лужицы

Посиделки (praza, prazy, pseza – «пржаза», «пржази», «пшеза») в XIX веке начинались не ранее 11 октября и заканчивались к пепельной среде (к великому посту).

В домах более имущих открытие посиделок обычно происходило торжественно. Хозяйка дома, в котором собирались посиделки, подавала участницам жареного гуся или другое мясное блюдо. За это девушки впоследствии ей отрабатывали. По субботам посиделки или отменялись или заканчивались раньше.

Посиделки обычно длились с 7 до 10 часов вечера. В двенадцатидневье не пряли, так как, по поверью, можно было «напрясть» в дом крыс и мы­шей.

Девушки пряли и пели песни, чаще всего народные. Из их среды выбиралась запевала (kantorka, zanoserka – «канторка», «заношерка»), она должна была позаботиться о репертуаре хороших песен. Кроме того, рассказывали сказки, анекдоты и тому подобное

Веселье особенно разгоралось, когда приходили парни (обычно часам к девяти два-три раза за время посиделок) с пивом и сладким ликером.

В последний прядильный вечер перед Рождеством устраивали суд над нерасторопными и ленивыми девушками. Кудель, оставшуюся не спряденной на прялке, у такой девушки сжигали.

В пепельную среду, когда посиделки заканчивались, один из самых находчивых и остроумных парней должен был проткнуть ухватом и копьем (или мечом) последнюю кудель в знак того, что посиделки заканчиваются. Эти действия сопровождались весельем и шутками.

Власти нередко запрещали посиделки, так как они не всегда проходили спокойно. Если собирались вместе парни и девушки или же посиделки длились долее положенного времени, то власти штрафовали их участников. Сведения о запретах посиделок восходят уже к XVI веку и встречаются в литературе до второй половины XIX века.

С некоторыми календарными датами (прежде всего с днем св. Андрея, сочельником, Ивановым днем и другими) связаны были гадания о любви и су­женом. День св. Андрея может быть был особенно популярным в этом отношении еще и потому, что в этот день священник оглашал в церкви список вступивших в брак в истекшем году.

Вечером девушки клали под три тарелки или шапки различные предметы и затем наугад поднимали одну из них. Если под тарелкой оказывалась ветка руты, это, по поверью, сулило скорое замужество. Также не глядя, брали из фартука одну из лент, если она оказывалась зеленого цвета, это также предвещало скорую свадьбу.

Большую роль в любовных заклинаниях у лужичан играла лягушка. Девушка ловила зеленую лягушку и старалась прикоснуться ею к возлюбленному, чтобы привязать его к себе. Парень с той же целью клал пойманную лягушку в муравейник, затем отходил от него, через несколько часов возвращался и брал лапку лягушки (желательно левую), которую при удобном случае совал в руку любимой девушки.

 

«Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы». Лужичане (Т.Д. Филимонова). М.: Наука, 1988

Поделиться в социальных сетях: