Этнографическая литература о семье и семейных обычаях лужичан не очень многочисленна, тем не менее имеется ряд работ, дающих о них представление.


Главной формой заключения брака у лужичан в XIX веке была, как и у большинства европейских народов, свадьба. Свадьбе же предшествовали посиделки, гадания и другие обычаи и обряды.

Смешанных в национальном отношении браков до XX века почти не было. Это объяснялось тем, что лужичане жили замкнуто и обособленно от немцев. В XX веке, и особенно после Вто­рой мировой войны, число смешанных в национальном отношении браков стало быстро возрастать. Так, например, в 1900 году смешанных браков было 5%, к середине 1950-х годов их стало 50%. Это было связано с индустриализацией края и трансформацией традицион­ных взглядов на брак, а также отчасти с тем, что в сельских поселениях лужичан появились немецкие переселенцы.

В свадебной обрядности лужи­чан наряду с обычаями и обрядами, характерными для соседних народов, сохранилось и много специфических обычаев и обрядов, свойственных только лужичанам. Больше старинных обычаев и обрядов магического характера сохранилось в Нижней Лужице.

Котбус

Котбус – столица, политический и культурный центр Нижней Лужицы

Социально смешанные браки были и в XVIII веке: дочери зажиточных горожан вступали в браки с деревенскими трактирщиками или крестья­нами из соседних сел, обладавшими капиталом. Дочери свободных крестьян и независимых огородников получали в приданое коров, телят, волов, свиней, зерно, лен, перины и тому подобное, а кроме того, и деньги.

При вступ­лении в брак одновременно в таких случаях в нотариальном порядке заключались и договоры по имущественным вопросам. В конце же XIX – начале XX веков крестьянин, владеющий полным наделом земли – гуфой, как правило, уже не выдавал дочь замуж за владельца половинного надела и тем более за «бударя» (бобыля, владевшего лишь хижиной и огородиком).

Браки по расчету с середины XIX века стали типичным явлением в крестьянской среде. Согласно одной из поговорок верхних лужичан, «деньги женятся».

Средний брачный возраст в конце XIX – начале XX веков у мужчин был 25 лет, у женщин – 20. После Второй мировой войны он понизился до 20-18 лет.

Для лужичан-протестантов до известной степени была характерна локальная экзогамия (запрет брачных отношений между членами своей общины), браки у католиков были преимущественно эндогамны (норма, предписывающая заключение брака только между членами своей общины).

В городах со второй половины XIX века в серболужицкой прессе стали публиковаться сообщения о помолвках и свадьбах.

 

«Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы». Лужичане (Т.Д. Филимонова). М.: Наука, 1988

Поделиться в социальных сетях: